Рабочая программа по профессиональной коррекции и развития познавательной деятельности с детьми 7-го года жизни в ходе освоения Адаптированной образовательной программы - образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Основная цель Программы –
создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и
интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных
качеств, коррекция психофизических
дефектов в соответствии с их индивидуальными особенностями, подготовка детей к
школьному обучению и адекватному включению их в окружающую социальную среду.
Программа направлена на решение задач ФГОС ДО:
-охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечения равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечения преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
-создания благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
-формирования общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
-обеспечения вариативности и разнообразия содержания
Программы и организационных форм дошкольного образования с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-формирования социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи
и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В группе для детей с нарушением
интеллекта (умственной отсталостью легкой степени) в соответствии с тяжестью
дефекта воспитанников решаются диагностические,
коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
В
диагностическом блоке ведущей задачей
является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения
ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении
коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности
реализации
индивидуальной
программы развития ребенка.
Коррекционный
блок задач направлен, во-первых, на
формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального
опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и
деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у
воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной
сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе
является формирование у детей способов ориентировки в окружающей
действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная
ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы
знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы специалистов в
коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным
психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с
ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его
веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми
специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе
профессионального взаимодополнения, и отражена в перспективном интегрированном
плане взаимодействия профильных специалистов и воспитателей.
Коррекционная
работа в группах компенсирующей направленности направлена на:
-обеспечение
коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи
в освоении программы;
-освоение
детьми с ОВЗ программы, из разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной
адаптации.
Образовательные
задачи направлены на формирование у
детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности,
развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской
деятельности,
характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются
участниками образовательного процесса.
Воспитательные: направлены на решение вопросов социализации; повышение
самостоятельности; воспитание
нравственных ориентиров в деятельности и поведении;
-
воспитание у ребенка положительных качеств.