Рабочая программа планирования и организации образовательной деятельности по формированию и коррекции речи с детьми 7-го года жизни в ходе освоения Адаптированной образовательной программы - образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Цель программы – создание оптимальных
условий для коррекционно-образовательного процесса, способствующего
полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция
психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к
обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному обучению и
адекватному включению их в окружающую социальную среду.
Программа
направлена на решение задач ФГОС ДО:
-
охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
-
обеспечения
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от пола, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
-
обеспечения
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных
программ различных уровней;
-
создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирования
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечения
вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
-
формирования
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
В группе для детей с нарушением интеллекта
(умственной отсталостью легкой степени) в соответствии с тяжестью дефекта
воспитанников решаются диагностические, коррекционно-развивающие и
образовательные задачи.
В диагностическом блоке ведущей задачей
является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения
ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении
коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации
индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционный
блок задач направлен, во-первых, на
формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального
опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых,
на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности
проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников
вторичных отклонений в развитии их
познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в
коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в
окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная
ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы
знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы специалистов в
коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным
психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с
ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его
веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми
специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе
профессионального
взаимодополнения,
и отражена в перспективном интегрированном плане взаимодействия профильных
специалистов и воспитателей.
Коррекционная работа в группе
компенсирующей направленности направлена на:
-
обеспечение коррекции нарушений развития речи детей , оказание им
квалифицированной помощи в освоении программы;
-
освоение детьми с ОВЗ программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.