Рабочая программа планирования и организации образовательной деятельности по формированию и коррекции речи с детьми 7-го года жизни в ходе освоения АОП ДО

Содержание
№
п/п

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.1.
2.2.

2.3.

2.6.
3.1.
3.2.

Разделы рабочей программы

Страница

Краткая
информация
о
МБДОУ-детский
сад
комбинированного вида № 510
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы
Принципы и подходы к формированию программы
Характеристика
особенностей
развития
детей
с
умственной отсталостью лёгкой степени

3

4
8-10
10-11
11-12

Индивидуальная характеристика комплектования группы
воспитанников
Характеристика социокультурных условий воспитанников

12

Приоритетные направления деятельности по реализации
рабочей программы
Мониторинговые условия
Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи,
направления деятельности
Образовательная область речевое развитие
Задачи обучения и воспитания. Основное содержание
работы по разделам развития (1-3 квартал):
-ознакомление с окружающим;
-развитие связной речи и формирование коммуникативных
способностей;
-развитие ручной моторики и подготовка руки к письму;
-обучение элементарной грамоте.
Ориентиры развития к концу обучения
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и
социальными партнерами. Содержание работы с
родителями по образовательным областям
Содержание индивидуальной коррекционной деятельности
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы.
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды.

13-14

13

15-19
19-20
21
22-30

31-34

26-27
36
37-40

Краткая информация о МБДОУдетский сад комбинированного вида № 510
Полное
наименование
учреждения
Краткое
наименование
учреждения
Дата создания
учреждения
Лицензия на
право ведения
образовательной
деятельности
Адрес, телефон
Заведующий
Учредитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного вида № 510
МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510

1972 год
серия 66 № 000662 от 03.03.2011 г. (приложение)

620043, г. Екатеринбург, ул. Чердынская, 6
тел.: (343) 234-35-41
Топанова Юлия Николаевна
Управление образования Администрации города
Екатеринбурга

3

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной
основной образовательной программой дошкольного образования с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и отражает
современное понимание процесса обучения и воспитания детей указанной
категории.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155 (далее – Стандарт), предусматривает ряд требований и
условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе, с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): создание условий для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи, разработки и реализации плана индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечения доступности
развивающей предметно-пространственной среды.
Данная Программа соответствует требованиям Стандарта, адресована
всем участникам образовательных отношений, участвующим в обучении и
воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В Программе учитываются возрастные и индивидуальные
потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования.
Специфической особенностью Программы является коррекционная
направленность воспитательно-образовательной работы. В рамках
возрастного, деятельностного и дифференцированного подхода к
коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Отличительной особенностью данной Программы является выделение
специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на
развитие и коррекцию индивидуальных речевых нарушений детей в процессе
занятий с учителем -логопедом, а также, на формирование эффективных
детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей
развития ребёнка.
Для детей с умственной отсталостью характерна несформированность
языковых и речевых средств, которые представляют собой сложную
разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом
4

нарушения
речи
и
разнородным
уровнем
несформированности
психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Это
определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого
общения.
Уровень развития речи у таких детей – вокализация,
звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже
отдельно нечётко произносимые обиходные слова, не могут служить для
полноценного общения, затрудняет обучение ребёнка и его адаптацию в
социуме. Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в
ситуации, негибкость к контакту, повышенная эмоциональная истощаемость,
и главное непонимание или частичное понимание обращённой к ним речи –
всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим
миром. Несмотря на тяжёлую патологию речи детей с умственной
отсталостью считается, что у них имеются потенциальные способности к
развитию их потенциальных возможностей и возможности интеграции в
обществе при правильно организованном коррекционном обучении и
воспитании.
Рабочая программа формирования речи у умственно отсталых детей
осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной
программой дошкольного образования МБДОУ в группе компенсирующей
направленности для детей с умственной отсталостью.
На занятиях по развитию речи решаются специфические задачи,
направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи
ребёнка и развитие его языковых способностей. Развитие речи тесно связано
с общим психическим развитием ребёнка. Базовыми предпосылками для
развития речи является коммуникативная направленность общения, интерес
к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый
фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих
анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных
функций речи. Развитие этих предпосылок определяет содержание основных
задач, имеющих коррекционную направленность.
Логопедическая работа
в этом направлении осуществляется и на музыкальных занятиях и в процессе
игровой и продуктивной деятельности ребёнка, на прогулках и экскурсиях, в
свободной деятельности детей.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
5

принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты
ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»; формы, способы, методы и
средства реализации программы.
Программа предполагает:
-конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для
детей разных возрастных групп с учетом особенностей речевых и языковых
нарушений и сопутствующих проявлений;
-дополнение содержательного раздела направлениями коррекционноразвивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции
недостатков
речевого развития
детей, психологической, моторнодвигательной базы речи,
профилактике
потенциально возможных
трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
5
-определение содержания программы коррекционной работы с детьми с
учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением методических и
дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных
для использования в работе с детьми;
-конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с
учётом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми в части
планирования образовательной деятельности, обеспечения психологопедагогических условий развития детей, режима и распорядка дня,
оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и
нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.
Программа подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений
речевого развития детей
в форме проведения подгрупповых и
индивидуальных занятий.
Программа:
-является неотъемлемой частью адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с
умственной отсталостью;
-обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития;
учитывает особые образовательные потребности детей.

6

Перечень нормативно - правовых актов
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ.
О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 3 мая
2012 г. № 46-ФЗ.
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный
закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии:
приказ Минобрнауки России от 20 сентября2013г. №1082.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
Об утверждении Сан ПиН 2.4.1. 3049-13 Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций: постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
№ 26.
Устав МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 510.
Локальные акты МБДОУ.

7

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа:
-обеспечивает реализацию единства воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
на основе интегративного подхода к содержанию образования, календарнотематического планирования образовательного процесса;
-предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования, с учетом ведущих видов детской деятельности
(игра);
-способствует накоплению социального опыта детей в организованной
предметно-развивающей
среде,
в
специально
продуманной
и
мотивированной
самостоятельной
деятельности,
в
реальном
и
опосредованном процессе воспитания и обучения.

1.2. Цель и задачи реализации программы
Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста с 5 до 8 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей по основным направлениям развития: социальнокоммуникативному, познавательному, речевому.
Цель программы – создание оптимальных условий для коррекционнообразовательного процесса, способствующего полноценному проживанию
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов,
подготовка детей к школьному обучению и адекватному включению их в
окружающую социальную среду.
Программа направлена на решение задач ФГОС ДО:
-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
-обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
8

ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В группе для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)
в соответствии с тяжестью дефекта воспитанников решаются
диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
Диагностический блок. Ведущей задачей является организация
комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях
уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционновоспитательного процесса, а также определение эффективности реализации
индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование
способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта
взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; вовторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и
деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и
предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их
познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым
в коррекционной работе является формирование у детей способов
ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое
примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для
становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления
психологических новообразований.
Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает
также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам,
повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим
его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в
собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми
специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе
профессионального взаимодополнения, и отражена в перспективном
интегрированном плане взаимодействия профильных специалистов и
воспитателей.
9

Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности
направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития речи детей,
оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.
Образовательные задачи направлены на формирование у детей системы
знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности,
развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской
деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все
перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Логопедическая работа с детьми строится с учётом общей педагогики,
дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденций
речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями
многих учёных.
Работа с детьми
строится с учётом следующих специфических
дидактических принципов:
- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и
неречевых нарушений, в работе принимают участие не только учительлогопед, учитель-дефектолог, но и педагог психолог, воспитатель,
музыкальный руководитель, руководитель физической культуры и родители;
- максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные
анализаторы, так как формирование высших психических функций
представляет сложный процесс организации функциональных систем:
зрительной, кинестетической, двигательной;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на
непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых
компенсаторных началах;
- поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину),
при котором работа над каждым типом задания проводится в определённой
последовательности;
- учёта зоны ближайшего развития(по Л. С. Выготскому), при котором
выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны
логопеда;
- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в
логопедическую работу;
- онтогенетический, учитывается последовательность формирования
коммуникативной деятельности и её составляющих в онтогенезе;
- функционально-семантический, с позиции которого к обучению языку
10

общность эмоциональных реакций партнёров выступает в роли ориентировки
на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых
действий логопеда и ребёнка – в роли комплексных познавательных и
языковых ориентировок.
В коррекционной работе реализуется деятельностный подход,
предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности,
различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.
Программа построена на специфических педагогических принципах:
-учёт возрастных особенностей ребёнка;
-учёт особенностей высшей нервной деятельности;
-учёт особенностей познавательной деятельности;
-учёт индивидуальных личностных особенностей;
-учёт структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;
-прогнозирования динамики развития ребёнка.
Согласно целям образовательной области «Речевое развитие» в
Программе выделены три подраздела:
1.коррекционно-педагогическая работа по развитию речи;
2.подготовка к обучению грамоте;
3.логопедическая работа.

1.4.Характеристика особенностей развития детей группы
Дети по структуре дефекта имеют стойкое недоразвитие познавательной
деятельности. У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный
темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в
гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности
ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка
предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к
социальным явлениям - пассивным отношением к своим сверстникам,
окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. Отмечается
несформированной, присущая дошкольникам в норме деятельности:
предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы:
восприятие, память, мышление; плохо развита речь;
существенное
недоразвитие всей моторной сферы.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей
проявляется в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и
осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.
Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и
11

количественные, и качественные изменения всей психической деятельности
ребёнка.
Дети группы проявляют крайне слабый интерес к окружающему, не
тянутся к игрушкам, пытаются ими манипулировать.
В большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным
оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание,
одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие у детей значительно отстает по срокам формирования.
Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо
ранее усвоенным способом, неаекватным в новой ситуации. Восприятие
характеризуется недифференцированностью, узостью.
У детей
наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной
мере поддаются коррекции медленно.
Развитие речевого слуха у детей с большими опозданиями и отклонениями.
Для детей характерна узость понимания обращенной к ним речи и в дефектах
самостоятельного пользования ею. Большие трудности возникают у детей
при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть
действовать в уме, оперируя образами представлений. Дети воспринимают
изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются
действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и
прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала.
Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть
запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное
запоминание не сформировано.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Дети безинициативны,
несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого
человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная
дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона
переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

12

1.5. Индивидуальная характеристика комплектования
воспитанников группы
В дошкольном учреждении функционирует одна группа компенсирующей
направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной
отсталостью). Принцип формирования группы: разновозрастной.
На момент написания рабочей программы структура контингента
воспитанников составляет:
Структура
контингента Количество групп
Количество
воспитанников
воспитанников
воспитанники шестого года жизни
1
1
седьмого года жизни
2
восьмого года жизни
4
Итого:
7
Количественный состав воспитанников - 7;
из них: мальчиков – 4 , девочек – 3.
Категорию «ребёнок-инвалид» имеют - 6 воспитанников.
По структуре дефекта : заключения ПМПК – 7 воспитанников имеют
умственную отсталость .
По структуре речевого развития: несформированность языковых и речевых
средств по типу:
I уровня общего недоразвития речи - 1 воспитанника,
II уровня общего недоразвития речи - 3 воспитанника,
III уровня общего недоразвития речи-3 воспитанника.
Нарушение поведения с расстройствами аутоистического спектра имеют-2
воспитанника.

1.6.Характеристика социокультурных условий воспитанников
Общее количество семей
Опекаемые дети
Дети, воспитывающиеся в полных
семьях
Дети,
воспитывающиеся
в
многодетных семьях
Дети, воспитывающиеся в неполных
семьях

7
нет
9
2
-

13

Рабочей программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального
благополучия каждого ребенка.
Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников. В образовательном процессе предусмотрено
оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной
деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и
нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для
игр и отдыха детей выделено и в первой и во второй половинах дня.

1.7. Приоритетные направления деятельности
по реализации программы
Работа с детьми:
1.организация образовательного процесса, направленного на максимальную
профилактику и коррекцию нарушений в развитии воспитанников с ОВЗ по
следующему алгоритму:
-формирование психологической базы речи (развитие внимания, восприятия,
памяти);
-работа над пониманием обращённой речи:
-развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
-развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
-развитие чувства ритма;
-развитие дыхания, голоса;
-совершенствование произносительной стороны речи;
-формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные
слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи;
2.обеспечение коррекции, абилитации и адаптации детей с ОВЗ;
3.обеспечение уровня подготовки детей к школе, соответствующего
требованиям адаптированной основной образовательной программы для
детей с умственной отсталостью;
4.создание условий для успешной социализации детей .
Работа с родителями:
-развитие мотивационно-потребностной сферы родителей в отношении
сотрудничества с МБДОУ;
-приобщение родителей к педагогической культуре;
-повышение семейного педагогического опыта;
-обеспечение преемственности в работе МБДОУ и семьи.
14

Работа с социальными партнерами:
-укрепление взаимосвязей в работе с социальными партнерами в целях
обеспечения воспитания, обучения, развития, коррекции и оздоровления
ребенка (медицинские учреждения, школы, библиотека, музеи, театры,
общественные организации и др.);
-обеспечение преемственности в работе МБДОУ и школ, продолжающих
обучение детей с ОВЗ.

1.8. Мониторинговые условия
Результаты освоения программы коррекционной работы определяются
состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития,
механизмом и видом речевой патологии, наличием либо отсутствием
предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных
последствий.
Общими ориентирами в достижении результатов программы
коррекционной работы являются:
- сформированность фонетического компонента языковой способности в
соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
совершенствование
лексического,
морфологического
(включая
словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов
языковой способности;
- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение
правил их использования в речевой деятельности;
- сформированность предпосылок языковой деятельности, обеспечивающих
выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным
правилам;
- сформированность социально-коммуникативных навыков;
- сформированность психофизиологического, психологического и языкового
уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются
исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции
особенностей
его
развития).
15

В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных
возможностей детей для определения содержания дальнейшего обучения
важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение
предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания,
умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном
этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного
материала, выявление особенностей образовательной деятельности.
Интересующие сведения педагоги получают с помощью таких методов, как
непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка ,
педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть
специально спланированным, точно ориентированным и систематическим.
Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом —
ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к
планированию действий.
Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребёнка, его
познавательной
активностью,
в
процессе
которого
отмечается
мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной
зрелости дошкольника. Полученные сведения позволяют в дальнейшем
целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и
обучения детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — индивидуальные карты
развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе:
 коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
 игровой деятельности;
 познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
 проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
 физического развития.
Объект мониторинга:
 индивидуальное развитие ребенка;
 результаты коррекционной работы;
16

 психолого-педагогические условия (взаимодействие педагогов с детьми);
 развивающая предметно-пространственная среда;
 условия организации образовательного процесса и жизнеобеспечения;
 удовлетворенность качеством образовательных услуг родителями
(законными представителями), в том числе не посещающих МБДОУ.
Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской
деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной
деятельности детей и
взрослых,
самостоятельной деятельности
дошкольников, в процессе проведения непосредственно-образовательной
деятельности.
При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей), которую проводят квалифицированные специалисты.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения
задач
психологического
сопровождения
и
проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения
спорных вопросов специалисты ПМПк МБДОУ рекомендуют родителям
(законным представителям) обратиться на основании договора о
сотрудничестве в ПМПК, имеющие сертификат Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области: Территориальная
муниципальная ПМПК «Радуга» или
Областная ПМПК.
Заключения ПМПК ложатся в основу:
 деятельности ПМП консилиума МБДОУ;
 составления
индивидуального
образовательного
маршрута
(индивидуальных программ развития);
- разработку адаптированной образовательной программы для детей.
В качестве источников диагностического инструментария используются
научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А.
Стребелевой, М. М. Семаго, Волковой Г. А. Методика психологологопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы
дифференциальной диагностики, Методы обследования речи детей: Пособие
по диагностике речевых нарушений под ред. Г. В. Чиркиной и др.
17

Мониторинг проводится в течение года в три этапа.
Первый этап (1,2 недели сентября) Цель: Выявить особенности псих0речевого развития каждого воспитанника, определить исходный уровень
развития. С учетом результатов формируются подгруппы детей для
проведения занятий учителем - дефектологом и воспитателем. На основе
данных медицинского обследования выявляются особенности соматического
здоровья, моторного развития и физического состояния.
Второй этап (2,3 недели января) Цель: выявление особенностей динамики
развития. Тревожным сигналом является отсутствие положительной
динамики. В таких случаях:
 результаты работы с детьми рассматриваются на ПМПк с целью оценки
правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы
с ребенком. В программу вносятся коррективы;
 дети повторно направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. 15
На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое
диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных
путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым воспитанником
и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и
задачи коррекционно-педагогической работы в следующим полугодии.
Третий этап (3,4 недели мая) Цель: Определить характер динамики, оценить
результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего
развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого
воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод
ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.
В проведении мониторинга участвуют все специалисты МБДОУ,
включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Все
результаты заносятся в специально разработанные таблицы индивидуальных
карт развития ребенка. На основании полученных данных составляется план
индивидуальной коррекционно-развивающей работы, делается анализ
качества работы педагогического коллектива.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния
общего и речевого развития дошкольников.

Мониторинг состоит из четырёх блоков:
-раннее психомоторное и речевое развитие и психическая сфера;
-неречевые психические функции;
-моторная сфера;
-произносительная сторона речи и речевые психические функции.
18

1 блок
Раннее психомоторное и речевое развитие,
поведение и психическая сфера
№п/п

Фамилия, имя
ребёнка

Анамнез и раннее
психомоторное
и речевое развитие

Личностные и
психологические
особенности

Итоговое
количество
баллов

2 блок
Состояние неречевых психических функций
№
п/
п

Фамил
ия, имя
ребёнка

Слуховое
внимание

Начало
обучен
ия

Зрительное
восприятие

Конец
обучен
ия

Начало
обучен
ия

Конец
обучен
ия

Зрительнопространственны
й гнозис и
праксис
Начало Конец
обучен обучен
ия
ия

Итоговое
количество
баллов
Начало
обучен
ия

Конец
обучен
ия

3 блок
Состояние моторной сферы
№
п/
п

Фамил
ия, имя
ребёнка

Общая моторика

Ручная моторика

Начало
обучен
ия

Начало
обучен
ия

Конец
обучен
ия

Конец
обучен
ия

Мимическая
мускулатура
Начало
обучен
ия

Конец
обучен
ия

Артикуляционна
я
моторика
Начало Конец
обучен обучен
ия
ия

4 блок
Состояние произносительной стороны речи
и речевых психических функций
Произносительная сторона
речи

Фонематически
е процессы

Анат
омия

Фоне
м.
воспр
иятие

Звукопрои
зношение

Дых
ание,
голо
с

Прос
одика

Ана
лиз
и
син
тез

З/с
стру
ктур
а
слов

Импрессивная
речь
Пасси
вный
слова
рь

Пони
мание
слово
обр.

Свя
зная
реч
ь

Экспрессивная речь
Общая
характе
ристика

Акти
вный
слова
рь

Грам
строй

Свя
зная
реч
ь

19

1.9. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров:
-Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий.
-Использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
-Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по
напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об
элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и
старается соблюдать их.
-Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях
и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру,
предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
-Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.
Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
-Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в
сезонных наблюдениях.
-Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства.
-Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование, аппликация). У ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье,
перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым
содержанием, несложными движениями.
20

II.Содержательный раздел
Основными задачами образовательной деятельности с детьми является
создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
образовательной деятельности «Развитие речи» предполагает работу по
периодам.
Согласно целям образовательной области «Речевое развитие» в
Программе выделены три подраздела:
1.коррекционно-педагогическая работа по развитию речи;
2.подготовка к обучению грамоте;
3.логопедическая работа.

2.1.Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи
Речевое развитие направлено на овладение детьми устной коммуникацией
как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие
слухового восприятия, фонематического слуха, развитие связной,
грамматически правильной диалогической речи, развитие и коррекцию
звуковой и интонационной стороны речи. С детьми проводятся занятия по
развитию мелкой моторики, формированию умению выполнть звуко –
буквенный анализ слова, так как это важные предпосылки для обучения
грамоте. Кроме того, с дошкольниками проводятся занятия о развитию и
коррекции специфических речевых нарушений.
Задачи речевого развития и его содержание отражены и тесно
взаимосвязаны с разделом «Сенсорное развитие» и «Ознакомление с
окружающим».
21

Задачи обучения и воспитания:
-развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми с помощью
вербальных форм коммуникации;
-выражать свои чувства, мысли и впечатления;
-закреплять умение использовать монологическую и диалогическую форму
речи;
-продолжать формировать грамматический строй речи;
-формировать понимание значения настоящего, прошедшего и будущего
времени (глаголы и существительные);
-уточнять значение изученных предлогов, знакомить со значением
предлогов: около, у, из, между;
-учить употреблять в речи существительные в родительном падеже с
предлогами у, из;
-расширять знания о значении слов (глаголов с разными приставками);
-учить выполнять действия с разными глаголами и составлять предложения
по картинкам, рассказы по серии сюжетных картинок;
-продолжать учить рассказывать об увиденном, рассказы по схемам;
-продолжать разучивать стихи, загадки, поговорки, считалки.

Основное содержание работы в 1 квартале:
-продолжать учить детей делиться своими впечатлениями от увиденного и
услышанного (Как вы провели выходной день? Что вы видели на
экскурсии?);
-продолжать учить рассказывать о давно увиденном с опорой на рисунки,
фотографии;
-закреплять умение пользоваться глаголами в различном времени (картина
«Золотая осень);
-учить составлять рассказы по нескольким игрушкам (не более 2);
-уточнять значение предлога между, активизировать его использование в
речи;
-учить отвечать на вопросы по тексту, формировать интерес к сказкам;
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе,
падеже;
-продолжать разучивать стихи, считалки, песни про осень;
- отгадывать загадки о повадках и поведении животных и птиц;
-закреплять умение пользоваться в речи вежливыми словами.
22

Основное содержание работы во 2 квартале:
- разучивать 2-3 песни, стихи о новом годе;
-учить составлять предложения и рассказ по сюжетной картинке «Зимние
забавы. Новый год»;
- уточнять значение предлога ИЗ, У, союза И;
-учить составлять описание игрушки; познакомить со сказкой «Кот, петух и
лиса»;
-закреплять
умение
использовать
грамматические
категории
в
самостоятельной речи.

Основное содержание работы в 3 квартале:
- продолжать учить составлять высказывания о результатах наблюдений за
изменениями природы весной ;
-учить отвечать на вопросы о погоде (хмурая, солнечная, дождливая, тёплая,
холодная, ветреная); составлять рассказ по картине «Ранняя весна»;
-формировать умение развёртывать сюжетно-ролевые игры «Универсам,
Улица города, театр, Цирк, В саду и огороде;
-закреплять умение составлять рассказы по последовательности событий;
-уточнять значение предлога ОКОЛОзакреплять умение образовывать слова
с уменьшитеьным значеним и приставками;
-учить строить фразы из 3-4 слов по картинкам с предлогами НА, ПОД, В,
ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО, ИЗ;
-учить употреблять глаголы с разными приставками, составлять фразы по
картинкам, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем
времени;
-познакомить со сказкой «Заюшкина избушка», составлять рассказы и
предложения по модели-схеме.

Ориентиры развития к концу обучения:
-дети проявляют интерес к социальному взаимодействию в коллективе
сверстников;
-выражают свои мысли и впечатления;
-пользуются фразой из 3-4 слов в повседневной жизни;
-употребляют в речи названия предметов и детёнышей животных с
использование уменьшительно-ласкательных суффиксов,
глаголы настоящего и прошедшего времени,
существительные в роде, числе и падеже,
используют в активной речи изученные предлоги;
-знают наизусть 3-4 стихотворения;
-отвечают на вопросы по содержанию знакомой сказки.
23

Подготовка к обучению грамоте
Подготовка к обучению грамоте направлена на формирование
интеллектуальных умений (принятие задачи, выбор способов её решения,
оценка результатов своей деятельности, формирование предпосылок к
учебной деятельности).
Подготовка к обучению грамоте включает в себя два направления:
-развитие ручной моторики, подготовка руки к письму;
-обучение элементарной грамоте.
Развитием ручной моторики проводится с начала обучения детей.
Обучение элементарной грамоте начинается у детей с формирования
умения выполнять звуко-буквенный анализ.

Развитие ручной моторики, подготовка руки к письму
Задачи обучения и воспитания. Содержание работы
-формирование умения расстёгивать и застёгивать все виды застёжек
(пуговицы, кнопки крючки), шнуровать;
-учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева –
направо, сверху – вниз);
-учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические
изображения на нём, ориентируясь на заданные линии;
-учить, проводить горизонтальные и вертикальные линии ориентироваться в
тетради в клеточку, обводить клетки, считая их, обводить контур предмета по
пунктирным линиям; дорисовывать недостающие детали предмета;
-учить выкладывать из мелкой мозаики различные предметы; проводить
карандашом прямые и волнистые линии, обводить по трафарету
геометрические фигуры и предметы, закрашивать их, не отрывая карандаш
от бумаги;
-учить чередовать вертикальные и горизонтальные линии в тетради, считать
клетки и выполнять определённый орнамент.

Ориентиры развития детей к концу обучения:
Дети могут научиться:
-застёгивать и расстёгивать пуговицы;
-шнуровать;
-заштриховывать простые предметы в разном направлении;
-обводить контурные изображения предметов карандашом непрерывным
движением;
24

-ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе
бумаги;
-обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные
линии;
-закрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не заходя за контур.

Обучение элементарной грамоте
Задачи обучения и воспитания:
-формировать интерес к процессу обучения грамоте:
-расширять словарный запас;
-познакомить с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
-учить делить слова на слоги;
-учить соотносить звук со зрительным образом буквы;
-продолжать развивать фонематический слух.

Основное содержание работы в 1 квартале:
-познакомить с понятием предложение;
учить составлять предложение из двух и более слов по действиям детей и по
картинкам;
-учить определять количество и место слов в предложении;
-учить делить слова на слоги (части), определять их количество в слове;
-знакомить со схемой и символами состава предложения (полоски);
-учить составлять предложения, используя схемы (символы);
-учить подбирать слова, соответствующие по смыслу и значению, (Лиза ела
суп. У Лизы … зуб);
-учить находить ошибку , определять место слова в прочитанном
предложении.

Основное содержание работы во 2 квартале:
-познакомить с гласными звуками; А, У, И, О;
-учить выделять заданные звуки среди других звуков;
-продолжать учить делить слова на слоги (части);
-учить определять первый звук в слогах и словах (А, У, И, О);
-учить находить на картинках предметы, название которых начинается на
заданный звук;
-познакомить с буквами А-У-И-О;
-учить определять буквы среди других;
-учить соотносить звуки с буквой, находить определённую картинку,
определять первый звук, находить соответствующую букву.
25

Основное содержание работы в 3 квартале:
-познакомить детей с согласными звуками: М,К,С,Р,Ш;
-учить выделять слова с определённым звуком, выбирая их из пары
названных слов со звуком в середине, конце и начале;
-учить называть первый согласный звук при делении слов на слоги;
- учить находить на картинках предметы , названия которых начинаются на
заданный звук;
-познакомить с буквами;
-учить соотносить звук с буквой в слогах словах, предложениях;
-учить определять позицию звука (начало, середина, конец) в словах;
-учить сливать звуки в слоги, начиная с закрытых.

Ориентиры развития к концу обучения:
-составляют предложения из двух и более слов по действиям детей и
сюжетным картинкам;
-определяют количество слов в предложении и определяют место слов в нём;
-делят слова на слоги (части) и определяют их количество в слове;
-определяют первый звук в слогах, словах;
-соотносят звук с буквой.

Логопедическая работа
Содержание индивидуальной работы строится по следующему
алгоритму:
-работа над пониманием обращённой речи;
-развитие мелкой ручной моторики;
-развитие слухового внимания и фонематического слуха;
-развитие ритмических возможностей;
-развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики;
-формирование активной речи (звукоподражания, лепетных слов, отдельных
слов, фразы, диалогической речи);
-развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Этапы индивидуальной логопедической работы
Логопедическая работа начинается с комплекса артикуляционных
упражнений. Артикуляционная гимнастика проводится - от лёгкого к
сложному, по подражанию, перед зеркалом.
26

Рекомендуются следующие приёмы постановки звуков:
-по подражанию, механический, постановка от других звуков,
-постановка от артикуляционного уклада,
-смешаный (использование различных способов).

I этап логопедической работы:
-расширение понимания обращённой речи;
-стимуляция звукоподражания и общения с помощью аморфных слов корней
(машина- би-би, паровоз-ту-ту и т.д.);
-стимуляция подражаний ( игра: «Сделай как я») через звуковые подражания
(Как собачка лает? Кошка мяукает? Как мышка пищит? Как ворона каркает?
И т.д.)
-обучение умению соотносить предметы и действия с их словесными
обозначениями;
- стимуляция формирования первых форм слов;
- проговаривание ударного слога, затем воспроизведение двух и более слогов
слитно;
-обучение умению объединять усвоенные слова в двухсловные предложения,
выражать свои потребности и желания словами (Привет! Пока! Дай пить,
хочу спать. Хочу сок. Спасибо!.)

II этап логопедической работы:
-расширение понимания обращённой речи: формирование умения выделять
игрушку среди других по описанию , объяснять свой выбор;
-накопление и расширение словаря (использовать настольно-печатные игры);
-формирование двухсловных предложений (использовать предметно-игровые
действия);
-работа над пониманием предлогов (использовать игровые задания);
-постановка звуков.

III этап логопедической работы:
-уточнение и расширения словарного запаса (игры);
-расширение объёма фразовой речи;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов;
-работа по словоизменению и словообразованию;
-коррекция
звукопроизношения
(постановка,
автоматизация,
дифференциация);
-активизация
диалогической
речи
(использование
элементов
театрализованной игры);
-подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
27

Условия эффективности логопедического воздействия:
1.установление взаимосвязи и преемственности в работе всего
педагогического коллектива, работающего с воспитанниками: учителялогопеда,
учителя-дефектолога,
воспитателя,
педагога-психолога,
музыкального руководителя и руководителя физического воспитания,
медицинских работников, сопровождающих детей;
2.установление тесного взаимодействия с родителями (законными
представителями), обеспечивающего единство требований к развитию речи
детей, закрепление изучаемого материала в домашних условиях;
3.адаптация детей к обстановке, эмоциональный контакт, тактичность,
доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого
достижения ребёнка со стороны окружающих его педагогов;
4. сочетание в педагогической работе вербальных средств с наглядным и
дидактическим материалом, техническими средствами обучения;
5.постоянное закрепление содержания программного материала;
6.разработка индивидуальных программ развития и уточнения динамики
развития.
Исходя из того, что дети с умственной отсталостью отличаются
большими различиями по уровню недоразвития речи и познавательной
деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических
дефектов, по клиническим проявлениям органического нарушения
центральной нервной системы, предлагать программу, привязанную к годам
обучения с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято
для нормально развивающихся детей, нецелесообразно.
Материал программы распределен по этапам обучения, в которых
учитываются особенности развития умственно отсталых детей, их
возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития зоны
ближайшего развития (ЗБР) и основные виды деятельности данного
возрастного периода. Сроки прохождения каждого этапа определяются
индивидуально для каждого конкретного ребенка, исходя из его
возможностей.

Ознакомление с окружающим
Содержание занятий по ознакомлению с окружающим тесно связано с
задачами по сенсорному развитию и развитию речи. На занятиях происходит
ознакомление с кругом рассматриваемых предметов и явлений и постепенное
его расширение.
28

Задачи обучения и воспитания:
-продолжать расширять представления о свойствах и качествах предметов и
явлений, объектах живой и неживой природы;-пополнять представления
вновь изучаемыми категориями свойств и признаков;-формировать
представления о вариативности выделяемых признаков и различных
основаниях для осуществления классификации и сериации;-формировать
представления о видах транспорта, временных представлениях (времена года,
их последовательности, о времени суток, днях недели;- продолжать
формировать представления о труде людей и значимости профессий в жизни
общества.

Основное содержание работы в 1 квартале:
-закреплять представления детей о возрасте, учить называть свой адрес,
знакомить с профессиями парикмахера, учителя;
-уточнять представления об овощах и фруктах, дифференцировать домашних
и диких животных, продолжать знакомить с птицами, дифференцировать
диких и домашних птиц;
-закреплять представления о свойствах буиаги, тканей;
-учить различать отдельные деревья кустарники;
-учить определять последовательность времён года, называть их признаки;
-знакомить с поведением и образом жизни животных, птиц осенью;
-продолжать учить различать и называть части суток;
-закреплять знания о правилах поведения на улице и на транспорте.

Основное содержание работы во 2 квартале:
-закреплять представления о своём возрасте, семье, именах близких
родственников;
-закреплять умение называть свой домашний адрес;
-познакомить с профессией почтальона, уточнять представления о роли
профессиональной деятельности в жизни людей;
-знакомить с обобщающим словом ТРАНСПОРТ;
-знакомить с вспомогательными предметами и орудиям труда
профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофёра,
парикмахера;
Формировать представления о школе, школьных принадлежностях;
-знакомить со свойствами стекла, находить предметы, сделанные из стекла и
бережно к ним относиться;
29

-учить называть дни недели, формировать представления о занятиях детей и
членов семьи в выходные дни;
-закреплять умение различать и называть части суток.

Основное содержание работы в 3 квартале:
-учить называть город, страну проживания;
-познакомить со столицей нашей страны, учить называть столицу России;
-уточнять представления о значении профессий, закреплять представления об
окружающем предметном мире;
-учить классифицировать объекты и предметы по категориям «живое»,
«неживое»;
-учить описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и
домашних животных, птиц, насекомых;
-учить находить и дифференцировать предметы, сделанные из бумаги,
стекла, ткани, дерева, металла;
-расширять представления о явлениях природы гром, молния, гроза;
- знакомить с некоторыми названиями цветов и ягодами: малина, клубника,
крыжовник, смородина;
-учить определять последовательность четырёх времён года и называть их
признаки;
-учить называть части суток, узнавать на картинках.

Ориентиры развития к концу обучения
Дети могут научиться:
-называть своё имя, фамилию, возраст, город, страну, столицу;
-узнавать сигналы светофора, уметь переходить дорогу на зелёный цвет
светофора;
-узнавать и показывать на картинках профессии врача, повара, парикмахера,
продавца, почтальона, шофёра;
-выделять на картинках изображения всех видов транспорта, продуктов,
предметов мебели, инструментов, школьных принадлежностей, ; различать
деревья, траву, цветы, ягоды, домашних и диких животных, домашних птиц и
их детёнышей;
-определять признаки четырёх времён года; различать день и ночь.

30

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями направлено на повышение
педагогической культуры родителей. Задача – активизировать роль
родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное
понимание проблем ребёнка.
Укрепление и развитие взаимодействия педагога и семьи обеспечивают
благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ
полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической
культуры является ребёнок — его развитие, образование, воспитание,
социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями является обеспечение
взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс
для формирования у них компетентной педагогической позиции по
отношению к собственному ребёнку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного
воспитания детей и признания приоритетности родительского права в
вопросах воспитания ребенка;
– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями,
активизация их участия в жизни образовательного учреждения;
– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и
обучения детей.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:
 родители и педагоги являются партнерами в воспитании
и обучении детей;
 единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и
обучения детей;
 помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и
со стороны родителей;
 знание педагогами и родителями воспитательных возможностей
коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного
потенциала в совместной работе с детьми;
31

 постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Эффективны различные методы развития у родителей рефлексии
собственных воспитательных приёмов:
-обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на
размышление;
-решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей
к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности
и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
Для обсуждения предлагаются проблемные ситуации. Анализ родителями
поведения ребёнка помогает им понять мотивы его поступков, психические
и возрастные потребности;
-обращение к опыту родителей. Побуждение родителей к обмену опытом
активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты,
соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в
аналогичных ситуациях другими родителями.
-игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах
деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная
деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских
отношений.
Деятельность
с
родителями
(законными
представителями)
осуществляется в рамках реализации программы ДОУ в творческом
объединении
«Неотчуждаемые дети».
Деятельность объединения
планируется из итогов освоения воспитанниками Программы и запросами
родителей (законных представителей) и осуществляется в различных
интерактивных формах взаимодействия с педагогами и специалистами
группы МБДОУ.

32

Содержание работы
с родителями (законными представителями)
по образовательной области «Развитие речи»
Задачи: Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье.
Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной
сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям
использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для
которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные
состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с
миром и др.
Показывать
ценность
диалогического
общения
с
ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена
информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя семейные праздники,
коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать
значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости;
демонстрировать ценность и уместность как делового, так и
эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку
устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми;
подсказывать, как легче решить конфликтную ситуацию.
Привлекать к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству
(участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению
семейных календарей, подготовке концертных номеров для родительских
собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения
взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Показывать ценность домашнего чтения, выступающего способом
развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного
чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с
художественной литературой. Обращать внимание родителей на
возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с
художественной литературой при организации семейных театров,
вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать
родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов,
направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
33

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и
викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами,
работниками детской библиотеки, направленные на активное познание
детьми
литературного
наследия.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии
оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе
с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Результативность работы с родителями
к концу обучения может быть обусловлена:
-положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную
работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
-совместным планированием, организацией и оценкой результатов
образовательного процесса; свободой выбора участников деятельности;
-укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных
социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивает
благоприятные условия жизни и воспитания обучения ребенка, развития его
личности.

Содержание индивидуальной коррекционной работы
Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у
умственно-отсталых воспитанников способов ориентировки в окружающей
действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная
ориентировка).
Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного
учреждения: учителем-дефектологом, педагогом – психологом, учителем –
логопедом, руководителем по физическому воспитанию, музыкальным
руководителем, воспитателями, в тесной взаимосвязи на основе
профессионального взаимодополнения.

Коррекционно-развивающая работа учителя - логопеда
Цель: Создание условий для развития эмоционального, социального и
интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и
формирование его позитивно - личностных качеств.
Задачи:
-Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно
- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья.
34

-Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые
стороны и способности к компенсации, определение оптимального
педагогического маршрута.
-Формировать способы усвоения ребёнком
социального опыта,
взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
-Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности
проблемного ребёнка.
-Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы,
поведения и личности в целом.
-Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка,
обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам,
повышающих эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим
его возможности.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
Цель: Создание условий для развития социально – психического здоровья
ребенка посредствам приобретения социальных способов и опыта вхождения
в социум, адаптации и активного действия в нем.
Задачи:
-Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания
себя и других людей, потребностей в общении, социального общения.
-Развитие у детей с особыми образовательными потребностями навыков
общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях: с
родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.
-Обучение детей речевым средствам общения.
-Формирование навыков практического владения невербальными средствами
общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
-Выработка у детей социальных навыков, положительных черт характера,
способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в
общество.
-Коррекция у детей с ограниченными возможностями нежелательных черт
характера (негативизма, агрессивности, страха, тревожности) и нарушенных
форм поведения.

35

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы:
 соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
 соответствие правилам пожарной безопасности;
 средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
 оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной
средой;
 учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Учебно-методические пособия:
-Долганюк Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с
детьми дошкольного возраста. «Детство –экспресс», 2017.
-Большакова С. Е. Преодаление нарушений слоговой структуры слова у
детей. М, ТЦ СФЕРВА, 2017.
-Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей
рук. Зрительная гимнастика. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2017.
-Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования. СПб. Детство-Пресс, 2017.
-Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными
дошкольниками. «Издательство «Детство – экспресс», 2017.
-Коноваленко С.В. Развитие психологической базы речи у детей
дошкольного возраста с нарушениями развития. «Издательство «Детство –
экспресс», 2017.
-Малюкова. И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами:
формирование движений. Москва. ГНОМ. 2014.
-Микляева Н.В. Дети-билингвисты в детском саду. « Т Ц Сфера»., 2011.
-Наумов А.А. Специальный педагог дошкольного учреждения. Программы
адаптации, коррекции и развития. Волгоград, Учитель, 2015.
-Нищева Н.В. Секреты развития мелкой моторики с 4-7 лет. СП Б ДетствоЭкспресс, 2017.
-Нищева Н.В. Картотека подвижных игр и упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. Санкт-Петербург, Детство-Экспресс, 2017.
-Лысова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с
детьми дошкольного возраста. Воронеж. Метод. 2015
- Османова Г.А. Новые игры для развития мелкой моторики. СПб. КАРО,
2017
36

-Писарева Л. Ю. Система работы по формированию общих речевых навыков
средствами малых фольклорных форм у детей 5-7 лет. «Издательство
«Детство –Экспресс», 2017.
-Созонова Н. Читать раньше, чем говорить. Иллюстрации. Алалия. 3-7 лет.
Екатеринбург. ЛиТур, 2017.
-Созонова Н. Читать раньше, чем говорить. Иллюстрации по развитию речи
детей с алалией 3-7 лет. Екатеринбург. ЛиТур, 2017.
-Созонова Н. Грамматика (4-6 лет) Иллюстрации. Екатеринбург. ЛиТур,
2017.
-Созонова Н. Лексика, грамматика, связная речь. (4-7 лет). Иллюстрации.
Екатеринбург. ЛиТур, 2017.
-Уварова Т.Б Фонетические ритмо-рифмовки для коррекционной работы. М.,
АРКТИ, 2016.
3.2.Предметно-развивающая среда
Особенности организации развивающей предметно - пространственной
среды
Развивающая среда в ДОУ – комплекс психолого-педагогических условий
развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном
пространстве.
Цель создания развивающей среды в ДОУ – обеспечить систему условий,
необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности.
Для оптимизации условий освоения детьми Программы предусматривается
выделение микро - и макросреды и их составляющих (микросреда внутреннее оформление помещений; макросреда - ближайшее окружение
детского сада (участок, постройки).
Свойства предметно – развивающей среды:
Содержательно-насыщенная
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;

возможность самовыражения детей.
Трансформируемая
37

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей.
Вариативная, предполагающая:
 наличие в группах различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и др.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Полифункциональная, предполагающая: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды – детской
мебели, матов, ширм и т.д.

наличие в группах полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности.
Доступная, предполагающая:

доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;

свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасная – предполагает соответствие всех элементов предметноразвивающей среды
требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Образовательная среда в группе компенсирующей направленности для
детей с умственной отсталостью легкой степени предполагает специально
созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой
понимают определенное пространство, организационно оформленное и
предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей
ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в
целом. Современное понимание предметно-пространственной среды
включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка,
становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений
всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
38

Пространство для образовательной деятельности организовано в виде
хорошо разграниченных зон («центр для работы с песком», зона для
индивидуальной и подгрупповой деятельности, сенсорный уголок),
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки, развивающее оборудование, дидактические пособия и пр.). Все
предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет
дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в
течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать
образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательнонасыщенная, трансформируемая; полифункциональная; вариативная;
доступная; безопасная; эстетически- привлекательная.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игровой материал —
обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Оснащение уголков меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция
соответствуют общим закономерностям развития ребенка на данном
возрастном этапе, способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования (игровая, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, восприятие художественной литературы), отвечают
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Игры и пособия для развития речи и формирования
коммуникативных способностей
Игрушки: куклы пластмассовые, с подвижным креплением частей тела;
куклы с изображением людей разного пола и возраста ( мать, отец, ребёнок,
дедушка, бабушка; игрушки с изображением сказочных героев (волк, лиса,
медведь, дед мороз, снеговик, солдатики, игрушечные удочки с магнитами,
мелкие пластмассовые игрушки на магнитах, ; мелкие резиновые игрушки,
пенопластовые , изображающие животных и людей, растений, птиц,
транспорт, различные строения, наборы кукол для пальчикового театра
Одежда и обувь, мебель и посуда, угощения на тарелочках. Пастельные
принадлежности для кукол (матрац, одеяло, подушка, покрывало, простыня,
покрывало). Мебель в натуральную величину ( диван, два кресла, кухонная
мебель, стол, стулья), посуда (пластмассовая, алюминевая, чайная и
39

фаянсовая, деревянная), мясорубка, миксер, самовар, чайник в натуральную
величину, утюг, гладильная доска, сотовый и стационарный телефон,
баночки с моющими средствами и другие хозяйственные принадлежности
для дома (фартуки, прихватки, полотенца, губки).
Игровая зона с мебелью и полагающими принадлежностями
«Парикмахерская» (трюмо, стул для клиента, расчёски, парики, баночки для
крема, фен, фартучки для парикмахера, накидка для клиента, помада, ленты,
банки, иллюстративный каталог причёсок. Игровая зона «Магазин
универсам» (прилавок, весы, касса с бумажными деньгами, муляжи
продуктов питания ( конфеты, печение, чай, кофе, хлебо-булочные изделия,
овощи, фрукты и т.д.)
Ознакомление с окружающим миром: Книги; картинки с изображением
различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций; иллюстративный
материал, отражающий эмоциональный, бытовой. Социальный, игровой
опыт детей; иллюстрации разных времён года и частей суток; настольные
театры из картона, пластмассы, дерева по народным и авторским сказкам:(
«Курочка-ряба», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина
избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя»; настольная и
напольная ширма, наборы кукол для пальчикового театра; атрибуты и маски
для сказок драматизаций; настольные кубики и настольные печатные игры по
сказкам (иллюстративные кубики, «Составь картинку» (разрезные картинки
по содержанию сказок с изображением различных предметов и ситуаций);
предметные картинки из серии лексических тем (домашние животные, семья,
времена года; мольберт, фланелеграф; -наборы для экспериментирования с
водой: ёмкости разной формы, предметы-орудия для переливания и
вылавливания
предметов; -различные
материалы
для
расширения
представлений об окружающем мире;-пособия для развития речи,
составления слов из разрезной азбуки, слоговое лото.

40

Лист корректировки

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».