Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука для малышей» для детей 5-7 лет естественно-научная направленность

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Наука для
малышей» представляет собой цикл развивающих занятий, предназначенных
для дошкольников 5 -7 лет. Именно этот возраст является ключевым для
формирования личности ребенка. Дети данного возраста имеют ярко
выраженный познавательный интерес ко всему новому, они любопытны, часто
задают вопросы. Найти ответы на них поможет цикл развивающих занятий,
где дети смогут не только получить ответы на свои вопросы, но и провести
первые опыты и эксперименты. В этом случае, занятия подарят ребенку
радостное удивление и первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Направленность программы - естественнонаучная.
Программа является комплексной и включает ряд тем из различных
предметных областей естественнонаучной направленности, таких как
география, биология, физика, химия, астрономия, экономика, а также
математика. Программа направлена на ознакомление детей дошкольного
возраста с различными природными, физическими, химическими и другими
явлениями, что, безусловно, сформирует интерес к изучению естественных
наук в школе.
Уровень освоения содержания программы – стартовый.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
интеллектуальном и духовном развитии личности ребенка, развитии
мотивации к познанию и творчеству; в обеспечении эмоционального
благополучия ребенка; приобщении детей к общечеловеческим ценностям.
Содержание программы естественнонаучной направленности включает в себя
удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных
наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение
объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними,
экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков.
Педагогическая целесообразность. Все теоретические знания и
практические навыки, которые приобретут дошкольники в процессе освоения
программы, легко применимы в реальной жизни. Юным исследователям
предстоит открыть для себя удивительные свойства вполне обычных веществ
и провести эксперименты по химии, физике, биологии. В результате
взаимодействия составляющих
программы предметных областей формируется своеобразная образовательная
среда, способствующая повышению у детей интереса к основам научной
деятельности, у родителей появится возможность увидеть перспективы и
потенциал своего ребёнка.
Особенностью данной программы является комплексный подход – в
содержание программы включены знания из различных предметных областей
естественнонаучной направленности. Материал адаптирован для детей
дошкольного возраста, на практике реализуется принцип популяризации
«научного волшебства» в детской аудитории.

Новизна программы заключается в том, что дети вовлекаются в
познавательную, практико- ориентированную деятельность через интеграцию
различных предметных областей естественнонаучной направленности.
Программа в доступной форме позволяет понять, как действуют законы
природы, учит применять их на практике, формирует новый опыт через личное
участие детей. Благодаря многопрофильности программы и интерактивной
форме взаимодействия на занятиях у дошкольников формируется позитивное
отношение к науке, познанию мира.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста начальных
представлений об окружающем мире, природных явлениях, развитие
познавательной активности, любознательности посредством практической,
опытно-экспериментальной деятельности.
Программные (образовательные)задачи:

сформировать у дошкольников знания об основах естественных наук,
экологической культуры, представления об окружающем мире;

расширить знания о природных, физических, химических явлениях;

научить дошкольников основам исследовательской деятельности.
Личностные:

воспитывать любознательность и нравственно-эстетическое
отношение детей к природе;

воспитыватьинтерес детей к творческой
исследовательской деятельности в области естественных наук;

воспитывать активную жизненную позицию и уверенность в себе.
Метапредметные:

развивать мышление, внимание, воображение, память и творческие
способности посредством участия детей в экспериментальной деятельности,
изучения причинно-следственных связей и сравнительного анализа;

развивать мотивацию дошкольников к учебной и лабораторной
деятельности;

развивать навыки проведения наблюдений в природе.
Основные принципы реализации программы
При разработке программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания
научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность
реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения
непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской
деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности педагога и детей.
3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство
обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисковоисследовательской деятельности дошкольников.

4. Принцип

доступности: предполагает построение процесса обучения
дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и
приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает
решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и
самостоятельной деятельности воспитанников.
5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых
знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных
проблемных задач.
6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство
познания, основа формирования чувственного образа представления из
которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного
результата проводимой работы по теме независимо от уровня
интеллектуального развития детей.
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей.
Категория обучающихся
Воспитанники 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст (5 - 7лет) - последний из периодов
дошкольного возраста, когда в психике ребёнка появляются: произвольность
психических процессов внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда
способность управлять своим поведением. Особенно быстро набирает
высокий темп развития: умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо
социальное. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех
сторон речи ребенка. Увеличивается словарный запас (от 2500 до 3000 слов к
концу года) создает возможность детям старшего дошкольного возраста
полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка:
интеллектуальная и нравственная, эмоциональная и волевая, действеннопрактическая.
У старшего дошкольника формируется и элементы трудовой
деятельности, основной психологический смысл которой состоит в
следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для
других дело трудиться.
Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в
природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах
взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных
поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой
уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением
таких заданий к детям приходит и первое познание радости собственного
труда - дела, сделанного для общего блага.

Возраст 5-7 лет характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно–ролевая игра. Именно в
игре старшие дошкольники берут на себя роль функции взрослого, выполняя
их социальные, общественные.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно
интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный
материал почти так же хорошо, как наглядный. Уровень развития
мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ,
сравнение, обобщение классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и
глубоко воспринимать, и постигать имеющиеся и поступающие сведения о
нашем мире и разбираться в нем.
Для развития познавательных интересов большое значение имеет
собственное
участие
ребенка
в
самых
различных
видах
деятельности. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность
высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая
возможность представляется в свободном общении детей в повседневной
жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на период
обучения и необходимых для освоения программы стартового уровня - 36
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Форма обучения – очная.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения программы:
Программные (образовательные):
учащиеся знают:

основы природных, физических и химических явлений, причины их
возникновения;

строение Земли и понятие Вселенной;

агрегатное состояние веществ и их свойства;

элементарные физические явления и оптические законы;

элементарные правила поведения в природе;
умеют:

работать с картой, схемой;

устанавливать причинно-следственные связи;

выполнять элементы операций сравнения, анализа, обобщения,
установления аналогий (с помощью педагога);

проводить простую опытно-экспериментальную работу;

наблюдать за объектами природы;

объяснять влияние различных условий на природные явления;
владеют:

начальными представлениями об окружающем мире;
навыками поиска, проведения простейших опытов и наблюдений;
навыками работы в малых группах;

самоанализа, самооценки, самоконтроля.
Личностные результаты: развиты любознательность, активность в
познании окружающего мира, потребность в самообразовании,
нравственно-эстетическое отношение детей к природе; устная речи и
словарный запас детей.
Метапредметные результаты: сформированы умения проводить
наблюдения, сравнивать, строить логическое рассуждение, объяснять
явления, процессы, выявляемые в ходе исследования; обобщать факты (с
помощью педагога); слушать собеседника и вести диалог, излагать и
отстаивать своё мнение; мотивации к основам практикоориентированной, опытно-экспериментальной деятельности в области
естественных наук.
В процессе реализации программы «Наука для малышей» у дошкольников
формируются следующие компетенции:
1.
Ценностно-смысловые компетенции:

развитие у учащихся интереса к объектам живой и неживой
природы;

попытка анализа происходящих в природе и окружающей среде
процессов и явлений;

развитие самостоятельности, творчества, логического мышления;

развитие любознательности, активности в познании окружающего
мира.
2.
Общекультурные компетенции:

освоение начальных основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей;

умения оценивать свои поступки и поступки других людей с
точки зрения сохранения окружающей среды.
3.
Учебно-познавательные компетенции:

умения устанавливать различие и сходство в природе;

умения и навыки проведения наблюдений, опытов, экспериментов,
анализа их результатов (с помощью педагога);

умения и навыки выполнения операций сравнения, анализа,
обобщения (с помощью педагога).
4.
Информационные компетенции:

умение адекватно воспринимать новую информацию.
5.
Коммуникативные компетенции:

навыки работы в группе;

готовность детей слушать педагога, друг друга;

умение излагать свое мнение;

умение оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
6.
Социально-трудовые компетенции:

формирование представлений о грамотной
организации рабочего места, технике безопасности,




формирование правильной привычки в области гигиены
труда;

ответственность.
7.
Компетенции личностного самосовершенствования:

мотивация к обучению и познанию;

сформированность культуры поведения;

сформированность начальных основ экологической, духовнонравственной, коммуникативной культуры.
Учебный (тематический) план обучения
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю с сентября
по май.
Количество часов в год составляет 36 занятий. Продолжительность
занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими
особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами».
Возраст
детей
5-6 лет
6-7 лет

Продолжительность
занятий
25 мин
30 мин

Периодичность
неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю

в Количество в год
36 занятий в год
36 занятий в год

Содержание учебного (тематического) плана обучения
Первый год обучения (5-6 лет)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8.

Предметная область/тема
География
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Математика
Детективные истори. Дактилоскопия
Всего часов:

Количество
часов
4
4
12
5
9
1
1
36

Содержание программы
1. География (4 ч.).
Знакомство с содержанием программы. Беседа о естественных науках,
предмете их изучения. Введение в предметную область: география
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретический работа: Эвристическая беседа: Где чаще образуются лужи.
Как образуются дождь и ветер. С чем связано образование осадков. Почему
вода в море соленая. Легенды древних народов: как соль попала в море, где
самые соленые моря. Строение земли. Что находится внутри Земли.
Практические работы:
Как зависит образование луж от рельефа местности. Как влияет состав почвы

на впитываемость ею воды.
Образование дождя.
Сколько ложек соли нужно добавить, чтобы получить воду, как в море.
Плавает ли яйцо в соленой воде.
Демонстрация осадка соли при испарении воды в кастрюле.
Форма организации и проведения занятия: групповая; беседа, миниисследование, постановка и демонстрация опытов, экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, проблемно-аналитический,
наглядно-демонстрационный,
диалогический,
игровой,
метод
информационной поддержки.
Опорные понятия: почва, рельеф местности, состав почвы, мантия, земная
кора, ядро Земли.
Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение.
2. Астрономия (4 ч.)
Введение в предметную область: астрономия.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Эвристическая беседа: Солнечная система. Планеты
и спутники. Лунная фаза. Звезда Солнце. Влияние солнца на Землю.
Практические работы:
Модель Солнечной системы. Как получаются сутки.
Изготовим парашют.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальная, с
консультацией педагога; беседа, мини-исследование, постановка и
демонстрация опытов, экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки.
Опорные понятия: галактика, солнечная система, Земля, солнце, луна, сутки,
времена года.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ проведенного
исследования, самооценка, рефлексия.
3. Физика (12 ч.)
Введение в предметную область: физика.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Неустойчивое, безразличное и устойчивое
равновесие. Статическое электричество. Магнитное поле. Оптические
иллюзии. Закон Архимеда. Закон всемирного тяготения. Давление воды,
воздуха. Явление инерции. Беседа – рассуждение.
Практические работы:
Статическое электричество: поймаем рыбку.
Опыты с магнитами.
Опыт с переворачивающимся изображением.
Как устроено человеческое ухо. Закон Архимеда.

Модель реактивного двигателя. Падение наперегонки.
Волшебная воронка. Погружение бумаги. Дырявая баночка.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальногрупповая беседа, мини- исследование, постановка и демонстрация опытов,
экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-поисковый, диалогический, метод информационной поддержки.
Опорные понятия: коэффициент преломления, гравитация, электрон,
преломление, улитка, масса, вес, инерция.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ, рефлексия.
4. Химия (5 ч.)
Введение в предметную область: химия.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Агрегатное состояние вещества, температура
плавления. Явление диффузии.
Беседа-рассуждение.
Практические работы:
Куда пропал снег.
Как располагаются молекулы в воде. Сложи кубики в коробку.
3 состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Какие нужны условия,
чтобы вещества изменили свое агрегатное состояние.
Почему масло тает? Температура плавления масла. Температура плавления
льда.
Окрашивание воды в разные цвета с помощью красителей. Знакомство с
лабораторным оборудованием.
Смешивание разных по цвету жидкостей, используя разные способы и
разное лабораторное оборудование.
Готовим слоистый коктейль.
Меняем порядок смешения сахарного сиропа, воды и подсолнечного масла.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальная,
работа в парах, с консультацией педагога; беседа, исследование, постановка и
демонстрация опытов, экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки.
Опорные понятия: агрегатное состояние вещества, кристаллическая
решетка, молекулы, температура плавления, диффузия.
Методы контроля: собеседование, опрос, анализ, самоанализ.
5. Биология. Основы агролаборатории (9 ч.)
Введение в предметную область: биология.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Эвристическая беседа: Образ жизни и значение
бактерий. Семя-зародыш будущего растения. Значение и строение семян

разных растений. Органы дыхания. Значение кислорода. Питание растений.
Практические работы:
Знакомство с микроскопом, цифровым микроскоп. Микробы на кухне.
Как выглядят бактерии.
Как выглядят разные семена. Строение семян фасоли.
Клин.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальногрупповая; беседа, исследование, постановка и демонстрация опытов,
экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-поисковый, диалогический, метод информационной поддержки.
Опорные понятия: семя, зародыш, бактерии, осмос, легкие, альвеолы,
диафрагма, кислород, фотосинтез.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ, рефлексия.
6. Математика (1ч.)
Введение в предметную область: математика.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Формы снежинок, разные геометрические фигуры:
треугольник, пятиугольник, шестиугольник. Беседа-рассуждение.
Практические работы:
Какой формы снежинки?
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальная, с
консультацией педагога; беседа, практикум.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки.
Опорные понятия: ось симметрии, угол.
Методы контроля: собеседование, опрос, анализ, самоанализ.
7. Детективные истории. Дактилоскопия ( 1ч.)
Введение в предметную область: дактилоскопия.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Эвристическая беседа: отпечатки пальцев. Для
чего берут отпечатки пальцев.
Практические работы:
Как выглядит папиллярный узор на кончиках пальцев. Снимаем отпечатки
пальцев со стакана.
Формы
организации
и
проведения
занятий:
групповая,
индивидуальная, работа в парах, с консультацией педагога; беседа,
творческая работа.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки,
Опорные понятия: дактилоскопия, папиллярный узор, детектив.

Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ, рефлексия.
Формы контроля: интеллектуальный марафон, аукцион знаний (по выбору).
Второй год обучения (6-7 лет)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8.

Предметная область/тема
География
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Математика
Дактилоскопия
Всего часов:

Количество
часов
4
4
12
5
9
1
1
36

Содержание программы
8. География (4 ч.).
Знакомство с содержанием программы. Беседа о естественных науках,
предмете их изучения. Введение в предметную область: география
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретический работа: Эвристическая беседа: Где чаще образуются лужи.
Как образуются дождь и ветер. С чем связано образование осадков. Почему
вода в море соленая. Легенды древних народов: как соль попала в море, где
самые соленые моря. Строение земли. Что находится внутри Земли.
Практические работы:
Как зависит образование луж от рельефа местности. Водопроницаемость
почвы.
Как влияет состав почвы на впитываемость ею воды. Делаем облако и туман в
банке с водой.
Образование дождя.
Модель воздушного шара из полиэтиленового пакета.
Сколько ложек соли нужно добавить, чтобы получить воду, как в море.
Плавает ли яйцо в соленой воде.
Демонстрация осадка соли при выкипании воды в кастрюле.
Рисуем акварельными красками млечный путь с применением поваренной
соли. Делаем модель Земли из пластилина.
Форма организации и проведения занятия: групповая; беседа, миниисследование, постановка и демонстрация опытов, экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, проблемно-аналитический,
наглядно-демонстрационный,
диалогический,
игровой,
метод
информационной поддержки.
Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности,
схема «Строение Земли», материалы Интернет-ресурсов.
Материалы, оборудование: фольга, пластиковые стаканчики, песок,

глинистая почва, почвогрунт для цветов, пластиковая бутылка, стеклянные
банки, теплая вода, стеклянные пластинки, обогреватель, полиэтиленовый
пакет, лёд, соль, чайные ложки, куриное яйцо, географическая карта, 2
стакана, альбомный лист, акварельные краски, пластилин.
Опорные понятия: почва, рельеф местности, водопроницаемость, состав
почвы, мантия, земная кора, ядро Земли.
Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение.
9. Астрономия (4 ч.)
Введение в предметную область: астрономия.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Эвристическая беседа: Солнечная система. Планеты
и спутники. Лунная фаза. Звезда Солнце. Влияние солнца на Землю. Сила
тяжести. Рассказ о И. Ньютоне.
Практические работы:
Модель Солнечной системы. Как получаются сутки.
Смена времен года. Солнечное затмение. Падение наперегонки. Бумажные
гонки.
Изготовим парашют.
Делаем снегоступы.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальная, с
консультацией педагога; беседа, мини-исследование, постановка и
демонстрация опытов, экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки.
Дидактическое
обеспечение:
инструктаж
по
ТБ,
нагляднодемонстрационный материал, практическое руководство по проведению
опытов и экспериментов, материалы Интернет-ресурсов.
Материалы, оборудование: мука, мелкие мячики, мячик средних размеров,
теннисный мяч, фонарик, глобус, пластилин, линейка.
Опорные понятия: галактика, солнечная система, Земля, солнце, луна, сутки,
времена года.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ проведенного
исследования, самооценка, рефлексия.
10.
Физика (12 ч.)
Введение в предметную область: физика.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Неустойчивое, безразличное и устойчивое
равновесие. Статическое электричество. Магнитное поле. Оптические
иллюзии. Коэффициент преломления. Звуковые волны. Закон Архимеда.
Закон всемирного тяготения. Давление воды, воздуха. Явление инерции.
Беседа – рассуждение.

Практические работы:
Изготовление игрушки – неваляшки своими руками. Изготовление игрушки
«Веселый осьминожка» своими руками. Статическое электричество: поймаем
рыбку.
Опыты с магнитами.
Опыт с преломлением лучей.
Опыт с переворачивающимся изображением.
Как работает эффект анимации при создании мультфильма. Слияние цветов.
Изготовление микрофона.
Как устроено человеческое ухо. Закон Архимеда.
Модель реактивного двигателя. Падение наперегонки.
Бумажные гонки. Изготовление парашюта. Делаем снегоступы.
Волшебная воронка. Погружение бумаги. Дырявая баночка.
Фокус с падающим предметом. Останови яйцо.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальногрупповая беседа, мини- исследование, постановка и демонстрация опытов,
экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-поисковый, диалогический, метод информационной поддержки.
Дидактическое обеспечение: инструктаж по ТБ, методические рекомендации
по проведению опытов и экспериментов, справочный материал, научнопопулярная литература, материалы Интернет-ресурсов. Материалы,
оборудование: яйцо, винтики, свеча, шляпка, клей ПВА, карандаш,
фломастеры, ластик, лист бумаги, картонный рулончик от туалетной бумаги,
оберточная бумага, кусок плотного картона, линейка, ножницы, скрепки,
пакет, скотч, салфетки, кусочки газеты или тетрадного листа, фигурный
дырокол, шарф, шарик, прозрачный стакан, фломастер, вода, магниты,
монеты, зубочистки, готовые материалы с оптическими иллюзиями,
консервная банка, поролоновая губка, пластилин, ткань, вата, детали легоконструктора, болтик, камень, нитка, шило, шнурки, круглый фрукт,
открытка, спичечный коробок, кружка, компьютер, мультимедиапроектор.
Опорные понятия: коэффициент преломления, гравитация, электрон,
преломление, улитка, масса, вес, инерция.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ, рефлексия.
11. Химия (5 ч.)
Введение в предметную область: химия.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Агрегатное состояние вещества, температура
плавления. Явление диффузии.
Беседа-рассуждение.
Практические работы:
Куда пропал снег.
Как располагаются молекулы в воде. Сложи кубики в коробку.
3 состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Какие нужны условия,

чтобы вещества изменили свое агрегатное состояние.
Почему масло тает? Температура плавления масла. Температура плавления
льда.
Окрашивание воды в разные цвета с помощью красителей. Знакомство с
лабораторным оборудованием.
Смешивание разных по цвету жидкостей, используя разные способы и
разное лабораторное оборудование.
Готовим слоистый коктейль.
Меняем порядок смешения сахарного сиропа, воды и подсолнечного масла.
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальная,
работа в парах, с консультацией педагога; беседа, исследование, постановка и
демонстрация опытов, экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки.
Дидактическое обеспечение: инструктаж по ТБ, материалы Интернет-сайтов,
практическое руководство по проведению опытов и экспериментов.
Материалы, оборудование: 3 тарелки, снег, чашка с чаем, лёд, масло,
термометр, пробирки, шприцы, красители, ложки, сахар, вода, растительное
масло, красители, пипетки с резиновым наконечником, стеклянные пипетки,
резиновая груша.
Опорные понятия: агрегатное состояние вещества, кристаллическая
решетка, молекулы, температура плавления, диффузия.
Методы контроля: собеседование, опрос, анализ, самоанализ.
12.
Биология (9 ч.)
Введение в предметную область: биология.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Эвристическая беседа: Образ жизни и значение
бактерий. Концентрация растворов. Явление осмоса. Семя-зародыш будущего
растения. Значение и строение семян разных растений. Органы дыхания.
Значение кислорода. Питание растений.
Практические работы:
Знакомство с микроскопом. Микробы на кухне.
Как выглядят бактерии. Наблюдаем осмос.
Осмос «наоборот». Концентрация растворов. Как выглядят разные семена.
Строение семян фасоли.
Клин.
Как происходит процесс дыхания.
Как меняется частота дыхания после физической нагрузки. Как почувствовать
диафрагму.
Огонь в банке.
Что происходит с листом без солнечного света.

Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальногрупповая; беседа, исследование, постановка и демонстрация опытов,
экспериментов.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-поисковый, диалогический, метод информационной поддержки.
Дидактическое обеспечение: схемы: «Строение семени», «Питание
растений», рисунок «Органы дыхания», инструктаж по ТБ, методические
рекомендации по проведению исследовательской деятельности, справочный
материал, научно-популярная литература, материалы Интернет-ресурсов.
Материалы, оборудование: микроскоп, предметные стекла, кислое молоко,
белый цветок, 2 тарелки, морковь, терка, сахар, соль, 3 стакана, картофель
очищенный, вода, пищевые красители, семена фасоли, гороха, пластиковые
стаканчики, картонные кружки, пенопласт, палочка с тупым и острым концом,
поролоновая губка, блюдце, фетровое пособие по анатомии, горшок с
растением, 3-х литровая банка, лучина, спички, фольга, ножницы, скотч.
Опорные понятия: семя, зародыш, бактерии, осмос, легкие, альвеолы,
диафрагма, кислород, фотосинтез.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ, рефлексия.
13.
Математика (1ч.)
Введение в предметную область: математика.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в
кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Формы снежинок, разные геометрические фигуры:
треугольник, пятиугольник, шестиугольник. Ось симметрии. Беседарассуждение.
Практические работы:
Какой формы снежинки?
Посчитаем углы и стороны у разных геометрических фигур. Найдем ось
симметрии!
Как самим сделать волшебную снежинку на ёлку?
Формы организации и проведения занятий: групповая, индивидуальная, с
консультацией педагога; беседа, практикум.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки.
Дидактическое обеспечение: шаблоны разных геометрических фигур,
инструктаж по ТБ, практическое руководство по проведению опытов и
экспериментов.
Материалы, оборудование:
фигуры (треугольник, пятиугольник,
шестиугольник), стеклянная банка, соль, проволока.
Опорные понятия: ось симметрии, угол.
Методы контроля: собеседование, опрос, анализ, самоанализ.
14. Дактилоскопия ( 1ч.)
Введение в предметную область: дактилоскопия.
Беседа-инструктаж по правилам техники безопасности при работе в

кабинете, при проведении практических работ.
Теоретическая работа: Эвристическая беседа: Наши гены и отпечатки
пальцев. Для чего берут отпечатки пальцев.
Практические работы:
Как выглядит папиллярный узор на кончиках пальцев. Снимаем отпечатки
пальцев со стакана.
Формы
организации
и
проведения
занятий:
групповая,
индивидуальная, работа в парах, с консультацией педагога; беседа,
творческая работа.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,
проблемно-аналитический, проблемно-поисковый, диалогический, метод
информационной поддержки,
Дидактическое обеспечение: инструктаж по ТБ, материалы Интернет-сайтов.
Материалы, оборудование: скотч, стакан, детская присыпка, штемпельная
подушечка, темная бумага, лупа, ножницы, влажные салфетки, компьютер,
мультимедийный проектор.
Опорные понятия: дактилоскопия, папиллярный узор, детектив.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ, рефлексия.
Формы контроля: интеллектуальный марафон, аукцион знаний (по выбору).
Формы контроля и оценочные материалы
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН)
и качество освоения УиН проводится в рамках текущего контроля,
промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации
программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности
программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
- начальный контроль – проводится в начале освоения программы, с 15 по 25
сентября;
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
- аттестация по завершении реализации программы – в конце года освоения
программы, с 20 по 30 апреля.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего
периода обучения по программе.
Оценка программных УиН осуществляется по 4 бальной системе (от 2 - 5
баллов).
Контроль УиН проводится в следующих формах:
- практическое занятие;
- эксперимент;
- мини-исследование;
- интеллектуальный марафон;
аукцион знаний.

Методы контроля:
- наблюдение;
- собеседование;
- анализ;
- взаимоконтроль.
Критерии оценки результатов в ходе реализации программы:

знания: об окружающем мире; о природных, физических
явлениях в рамках изучения программы;

умения: умение проводить наблюдения, простейшие опыты,
сравнивать, анализировать, строить логическое рассуждение, объяснять
явления, процессы, выявляемые в ходе исследования; обобщать факты, делать
выводы (с помощью педагога); умение слушать собеседника и вести диалог,
излагать и отстаивать своё мнение;

навыки: проведения простейших опытов, мини-исследований
и наблюдений; работы в малых группах; самоанализа, самооценки,
самоконтроля.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
С учетом ФГОС ДО (п. 2.11.2) в Программе используется вариативность
форм, методов и средств в образовательном процессе, основанных на:
возрастных особенностях воспитанников; их индивидуальных и особых
образовательных потребностей; личных интересов, мотивов, ожиданий,
желаний детей; степени организации деятельности воспитанников.
Формы и методы реализации Программы
- обучение,
- объяснение,
- напоминание,
- творческие задания,
- рассматривание иллюстраций,
- работа с пособиями, коллекциями,
- создание игровых проблемных ситуаций,
- участие в познавательных проектах.
Используемые технологии: технология проблемного обучения (частичнопоисковая деятельность, основы исследовательской деятельности),
эвристические, информационно-коммуникационные технологии, диалоговая
технология.
При реализации программы используются различные методы: словесные,
практические, наглядно- демонстрационные, методы экологического
исследования, игровые методы.
Словесные методы (объяснение, собеседование, обсуждение, обобщение,
беседа) используются при ознакомлении с содержанием понятий об
исследовательских умениях, структурой этих умений, образцом действий при
выполнении наблюдений и опытов.
Эвристическая (поисковая) беседа проводится при введении приемов

интеллектуальной исследовательской деятельности, осуществлении их
переноса в новые условия в процессе решения учащимися разнообразных
проблемных задач исследовательского характера.
Наглядно-демонстрационные
методы
(демонстрация
опытов,
экспериментов и натуральных объектов) применяются при ознакомлении
дошкольников с образцом действий при проведении наблюдений и опытов.
Практические методы (лабораторная работа, постановка опыта,
эксперимента) необходимы при закреплении усвоенных теоретических
знаний, а также при переносе их в новые условия.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем
дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение с
взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная
инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослые:
- создают положительный психологический микроклимат, в равной мере
проявляя любовь и заботу ко всем детям;
- уважают индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощряют желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращают
внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость,
которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
- создают условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;
- используют адекватную оценку результата деятельности ребенка с
одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и
способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагируют на неуспех ребенка и предлагают несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время,
доделывание, совершенствование деталей.
Педагогические технологии:
- Технология группового обучения;
- Репродуктивная технология: технология объяснительноиллюстративного обучения;
- Игровая технология;
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- Технология модульного обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология.
Материально-технические условия реализации Программы
Кабинет освещен люминесцентной лампой, имеется модульная теплица
для выращивания растений; оснащен стульями и столами для воспитанников,

шкафчиками и стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных
материалов.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические
занятия. Теоретическая часть часто идет параллельно с выполнением
практического задания. При объяснении теоретического материала
используются иллюстрации, карточки, таблицы, натуральные объекты,
экранные пособия. При проведении практических занятий сначала проводится
инструктаж по ТБ и проведению работы, а затем самостоятельно, но под
контролем педагога выполняется задание. В конце занятия подводятся итоги.
Для успешного проведения занятий используется следующий
дидактический материал:
- цифровой микроскоп «Бобровая лаборатория»;
- набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами
«Дошкольник»;
- комнатные растения;
- семена и луковицы цветов, овощей,
- инвентарь, необходимый для ухода за растениями (лейка, грабли малые,
ножницы, мягкие салфетки, защитные фартуки и нарукавники и т.п.);
- литература о растительном и животном мире;
- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые
наглядные пособия;
- влажные препараты;
- методические разработки занятий и массовых мероприятий;
- гербарии;
-различный занимательный материал;
- аудио- и видео-материалы по темам занятия.
При проведении занятий по программе необходимым оборудованием
являются наглядные пособия:
- Натуральные объекты неживой природы: почва, песок, торф, вода.
- Натуральные объекты живой природы: растения, гербарии, куриное яйцо,
мука, крупы.
- Иллюстративные пособия: презентации, видеофрагменты; принадлежности
для экспериментирования и творчества: бумага А-4, клей-карандаш, клей
ПВА, пластилин, краски, кисти для рисования, карандаши, разовая посуда,
скотч, воздушные шары, нитки, влажные салфетки, штемпельная
подушка, пищевые красители.
- Вспомогательные приборы и оборудование: барометр-1, электронные
лабораторные
весы-1,
бинокулярные
лупы-6,
микроскоп
стереоскопический-2; интерактивная доска-1; проектор-1; пробирки- 6;
химические стаканы-3; спиртовка-1; конические колбы-3; плоскодонные
колбы-5; воронки-6; штатив- 2; фарфоровая ступка и пестик-2; мерный
цилиндр-4; пипетка-4; лабораторный штатив-1; держатель-1.

Условия обеспечения электронного обучения: наличие ноутбука,
смартфона с возможностью выхода в интернет, программного обеспечения и
т.д.
Информационное обеспечение:
- цифровая лаборатория для дошкольников.
Так же на территории детского сада организован огород для выращивания
овощных культур.
Список литературы
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования
познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.//
Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими
дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н.
И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.//
Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической
культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. 2008. - № 6. - С. 101-103.
6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников /
Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
7. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная
технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.//
Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
8. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма
[Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php
(дата обращения: 06.02.2014).
9. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников /
Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.
10.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду
[Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. –
М.: Просвещение, 2001. – 20
Интернет-ресурсы:
1.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.tavika.ru/2013/03/science
2.
Яковлева М., Болушевский С. Большая книга научных опытов для
детей и взрослых. - М.:
«ЭКСМО», 2012. - С. 280. – (Опыты для детей и взрослых). - [Электронный
ресурс] // URL: http://nnmclub.to/forum/viewtopic.php?t=1003425
3.
[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-prostaja-nauka-dljadoshkolnika.html
4.
[Электронный ресурс] // URL: stellarium.org

[Электронный ресурс] // URL: http://www.solnyshko.ee/
[Электронный ресурс] // URL: http://dob.1september.ru/
[Электронный ресурс] // URL: http://pochemu4ka.ru/
[Электронный ресурс] // URL: http://detsad-journal.narod.ru/
[Электронный ресурс] // URL: http://viki.rdf.ru/
[Электронный ресурс] // URL: http://sibmama.ru
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.tvoyrebenok.ru/prezentacii_dlya_detey.shtml
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Приложение 1
Диагностический инструментарий по выявлению уровня
сформированности экологических представлений детей дошкольного
возраста
(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М.
Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на
выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за
живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе
(природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для
получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение
за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой,
образовательной.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо
проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
формирование экологических знаний и экологически правильного отношения
к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания
проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика
которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М.
Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий
фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл,
по которому определяется уровень сформированности экологических
представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — никогда (низкий уровень);
- от 1,7 до 2,3 баллов — иногда (средний уровень);
- от 2,4 до 3 баллов — всегда (высокий уровень).
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.

Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов,
условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой
природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица,
насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из
набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются
вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он
не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений,
местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов,
травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения,
растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3.
Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов,
травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у
растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в
нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их
обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский
дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких
животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха),
лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в
зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в
нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в
жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда
людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным
картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
Как
изменяется
жизнь
животных
(называется
время
года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и
неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это
свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их
существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет
небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает
много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об
объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при
выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы
отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой
и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы
отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в
специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям
живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен
будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами,
либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся
некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в
кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые
средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием,
игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей,
и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам
не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его
внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по
собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми
объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается
преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и
растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С
удовольствием по собственной инициативе общается с животными
(знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд
в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за
комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему
необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку
предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми
существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца
не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого
объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому
существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его
выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
(Никогда) Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и
называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности.
Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные
связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В
выделении общих признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не
всегда правильно называет их основные свойства, признаки.
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда
низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам.
Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение
неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
(Иногда) Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает
большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет
характерные и — под руководством педагога — существенные признаки.
Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи.
Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно
овладел общими понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших
результатов.
(Всегда) Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные
признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между
состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий
потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к
знакомым и незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе,
старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к

природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально
воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».