программа агролаборатория

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума
В.А. Сухомлинский.

Актуальность. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного
образования, создание детской агролаборатории - это отличная возможность
для детско-исследовательской деятельности, где у дошкольников развиваются
умения наблюдать, сравнивать, выдвигать и проверять гипотезы. Таким
образом, создаются необходимые условия для всестороннего развития детей
дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и
развитием ранней профориентации для дошкольников.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для
формирования любознательности у детей, что позволяет сформировать у
детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям
труда, природному и рукотворному миру.
Программа «Агролаборатория: Растем чтобы растить» даёт возможность
дошкольникам не только познать тайны природы, но и развить умственные и
творческие способности.
В процессе познания окружающего мира, комнатных растений дети
стремятся к самостоятельной работе. Поэтому важно для педагога умело
сочетать различные формы работы и методы (наблюдение, словесный,
практический (труд, опыт) методы, игра и др.), направленные на развитие
детей, с опорой на практическую деятельность. Это способствует выработке у
дошкольников приёмов и навыков самостоятельной познавательной
деятельности.
Новизна программы заключается в том, что часть занятий будут
проходить в виде практических занятий, исследований и опытов на которых
воспитанники смогут овладеть методами возделывания в условиях
агролаборатории.
В программе представлен план с применением инновационного
оборудования, в том числе оснащение данной лаборатории образовательными
модулями:
- выращивание из семян, луковиц, черенков, наблюдение и уход за
растениями;
- выращивание растений методом гидропоника;
- сравнение разных методов выращивания растений;
- экспериментальная деятельность с оборудованием и приборами для
наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник»
(Набор для экспериментирования Крисмас плюс);
- цифровой микроскоп «Бобровая лаборатория».
Цель: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к
природе и окружающему миру, через изучение основ цветоводства.

Задачи:
Образовательные:
обеспечить
усвоение
воспитанниками
основных
положений
сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их
индивидуальном и историческом развитии;
- знакомство с сельскохозяйственными профессиями:
- знакомство с современными сельскохозяйственными профессиями (ситифермер, космобиолог)
Развивающие:
- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и
экологическим проблемам, бережного отношения к природе;
- формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической
направленности волевых качеств;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма,
потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к
окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
- формировать устойчивый интерес к труду;
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного
гражданина России.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
исследовательских способностей детей через наблюдение и практическое
мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы у детей были сформированы
представления о выращивании овощей и правила ухода за ними; дети
овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями.
Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений
необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная среда и
своевременный уход. Дети научатся пользоваться орудиями труда, разовьются
старательность, аккуратность, бережное отношение к природе, будет создан
положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется
любовь к труду, стремление быть полезным.
Основные принципы реализации программы
При разработке программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания
научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность
реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения

непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской
деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности педагога и детей.
3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство
обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисковоисследовательской деятельности дошкольников.
4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения
дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и
приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает
решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и
самостоятельной деятельности воспитанников.
5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых
знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных
проблемных задач.
6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство
познания, основа формирования чувственного образа представления из
которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного
результата проводимой работы по теме независимо от уровня
интеллектуального развития детей.
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей.
Категория обучающихся
Воспитанники 4-7 лет.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) сензитивны к разным
видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом
возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются
разные формы мышления, быстро накапливаются представления об
окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активнвы, готовы к
сотрудничеству со взрослым, хорошо воспринимают его речь, если она
простая и ясная, связана с их непосредственным опытом. В целом средний
возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка
осознанного отношения к растениям, самому себе как к части природы.
Старший дошкольный возраст (5-7лет) - последний из периодов
дошкольного возраста, когда в психике ребёнка появляются: произвольность
психических процессов внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда
способность управлять своим поведением. Особенно быстро набирает
высокий темп развития: умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо
социальное. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех
сторон речи ребенка. Увеличивается словарный запас (от 2500 до 3000 слов к

концу года) создает возможность детям старшего дошкольного возраста
полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка:
интеллектуальная и нравственная, эмоциональная и волевая, действеннопрактическая.
У старшего дошкольника формируется и элементы трудовой
деятельности, основной психологический смысл которой состоит в
следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для
других дело трудиться.
Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в
природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах
взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных
поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой
уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением
таких заданий к детям приходит и первое познание радости собственного
труда - дела, сделанного для общего блага.
Возраст 5-7 лет характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно–ролевая игра. Именно в
игре старшие дошкольники берут на себя роль функции взрослого, выполняя
их социальные, общественные.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно
интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный
материал почти так же хорошо, как наглядный. Уровень развития
мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ,
сравнение, обобщение классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и
глубоко воспринимать, и постигать имеющиеся и поступающие сведения о
нашем мире и разбираться в нем.
Для развития познавательных интересов большое значение имеет
собственное
участие
ребенка
в
самых
различных
видах
деятельности. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность
высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая
возможность представляется в свободном общении детей в повседневной
жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на период
обучения и необходимых для освоения программы стартового уровня - 36
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Форма обучения – очная.
Планируемые результаты:
В результате реализации проекта воспитанники будут:

Знать:
- историю происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур;
- правила и способы выращивания сельскохозяйственных культур;
- применение овощных культур в питании.
Уметь:
- научно правильно выращивать сельскохозяйственные растения;
- правильно убирать и хранить собранный урожай;
- проводить простейшие агрономические опыты.
У воспитанников будут развиты следующие личностные качества:
- интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в
биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе.

Учебный (тематический) план обучения
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю с сентября
по май.
Количество часов в год составляет 36 занятий. Продолжительность
занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими
особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами».
Возраст
детей
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

Продолжительность
занятий
20 мин
25 мин
30 мин

Периодичность
неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю

в Количество в год
36 занятий в год
36 занятий в год
36 занятий в год

Содержание учебного (тематического) плана обучения
Первый год обучения (4-5 лет)
№ Тема
п/п
Вводное занятие
1
«Что такое
агролаборатория»

Цели / программное
содержание

Знакомство детей с
профессиями «ученый»,
«агроном».
Проведение экскурсии по
лаборатории. Определение
правил поведения в
агролаборатории при
проведении простейших
опытов и экспериментов.
Воспитание внутренней
потребности к получению
знаний
2
Что такое сельское Теория. История возникновения
хозяйство
сельского хозяйства. Центры
происхождения
культурных
растений..
Сельскохозяйственное
оборудование.
Практика.
Викторина
«Домашние
растения
и
животные».
Практическая
работа - выставка «овощные
культуры».
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория» (лук)
Наблюдение и уход за растениями
3
Общие сведения о
Познакомить с правилами
комнатных растениях содержания, прививать любовь
к живой природе.
4
Уход за комнатными Привитие детям навыков по
растениями:
выращиванию и уходу за
растениями,
развитие
наблюдательности,
1. Поливка
2. Опрыскивание способствовать эстетическому
воспитанию
детей,
3. Мытье
поддерживать интерес к уходу
за
растениями,
расширять
кругозор ребенка.
5
Осмотр уголка
Закрепить
умения
детей
природы.
различать объекты
уголка
природы, уточнить знания о
способах ухода за ними

Количество часов
теория
практика
1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

6

7

8

(частота поливки растений,
место по отношению к свету)
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Перевалка и
Прививать детям навыки по 1
пересадка комнатных выращиванию и уходу за
растений
растениями,
развивать
наблюдательность,
эстетический вкус, прививать
трудовые навыки.
Рассматривание
Закрепить знания о том, что в
1
комнатное растение
уголке природы находятся
(герань душистая,
разные комнатные растения, за
фикус
которыми необходим уход.
крупнолистный)
Практическая работа с
Цифровым микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Размножение
Познакомить со способами
1
комнатных растений размножения комнатных
растений, вызывать желание
вырастить красивое растение в
1. луковицами
подарок.
2. корневищами

2

1

2

9

«От семян к
растениям.
Наблюдения за
набуханием и
проращиванием
семян».

Подвести детей к выводу, что 1
семена растения проходят в
процессе
прорастания
несколько
стадий.
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория»

2

10

«Изучаем влияние
света и влаги на рост
растений».

Подвести детей к выводу, что
для прорастания семян
растения жизненно
необходимы и вода, и воздух.

1

2

11

«Изучаем
зависимость
растений от почвы».

Подвести детей к выводу, что
для роста растения наиболее
благоприятна питательная
почва по сравнению с песком и
глиной.

1

2

12

«Делаем травянчик».

Подготовить эко-сувенир,
используя знания о
проращивании
семян растений, полученные в
ходе проведенных ранее
экспериментов.

1

2

13

Посев цветочных
семян для рассады
(настурция,
бархатцы)

Количество занятий
Всего занятий

Закреплять представления
1
детей о том, что семена сажают
в землю, поливают, их них
вырастают растения, знакомить
с приемами посадки, вызывать
интерес.
13

3

23
36

Второй год обучения (5-6 лет)
№ Тема
п/п
Вводное занятие
1
«Что такое
агролаборатория»

Цели / программное
содержание

Знакомство детей с
профессиями «ученый»,
«агроном».
Проведение экскурсии по
лаборатории. Определение
правил поведения в
агролаборатории при
проведении простейших
опытов и экспериментов.
Воспитание внутренней
потребности к получению
знаний
2
Что такое сельское Теория. История возникновения
хозяйство
сельского хозяйства. Центры
происхождения
культурных
растений.
Сельскохозяйственное
оборудование.
Практика.
Викторина
«Домашние
растения
и
животные».
Практическая
работа - выставка «овощные
культуры».
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория» (лук)
Наблюдение и уход за растениями
3
Общие сведения о
Рассказать детям о том, что
комнатных растениях большинство
комнатных
растений-выходцы
из
тропических стран, жарких
пустынь.
Познакомить
с
правилами
содержания,
прививать любовь к живой
природе.
4
Уход за комнатными Привитие детям навыков по
растениями:
выращиванию и уходу за

Количество часов
теория
практика
1

1

1

1

1

2

1

2

растениями,
развитие
наблюдательности,
способствовать эстетическому
воспитанию
детей,
поддерживать интерес к уходу
за
растениями,
расширять
кругозор ребенка.
Осмотр уголка
Закрепить
умения
детей
природы.
различать
объекты
уголка
природы, уточнить знания о
способах ухода за ними
(частота поливки растений,
место по отношению к свету)
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Перевалка и
Прививать детям навыки по
пересадка комнатных выращиванию и уходу за
растений
растениями,
развивать
наблюдательность,
эстетический вкус, прививать
трудовые навыки.
Рассматривание
Закрепить знания о том, что в
комнатное растение
уголке природы находятся
(мандарин,
разные комнатные растения, за
традесканция, фикус) которыми необходим уход.
Практическая работа с
Цифровым микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Размножение
Познакомить со способами
комнатных растений размножения комнатных
растений, вызывать желание
вырастить красивое растение в
1. черенками
подарок.
2. луковицами
3. корневищами
1.
2.
3.
4.

5

6

7

8

Поливка
Опрыскивание
Мытье
Рыхление

1

1

1

2

1

1

1

2

9

«От семян к
растениям.
Наблюдения за
набуханием и
проращиванием
семян».

Подвести детей к выводу, что 1
семена растения проходят в
процессе
прорастания
несколько
стадий.
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория»

2

10

«Изучаем влияние
света и влаги на рост
растений».

Подвести детей к выводу, что
для прорастания семян
растения
жизненно необходимы и вода,
и воздух.

2

1

11

«Изучаем
зависимость
растений
от
почвы».

12

«Сажаем
экзотические
растения» (лимон,
гранат).

13

Посев цветочных
семян для рассады
(настурция,
бархатцы)

Количество занятий
Всего занятий

Подвести детей к выводу, что
для роста растения наиболее
благоприятна питательная
почва по сравнению с песком и
глиной.
Практическая работа с
Цифровым микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Подготовить эко-сувенир,
используя знания о
проращивании
семян растений, полученные в
ходе проведенных ранее
экспериментов.

1

2

1

2

Закреплять представления
1
детей о том, что семена сажают
в землю, поливают, их них
вырастают растения, знакомить
с приемами посадки, вызывать
интерес.
13
36

3

23

Третий год обучения (6-7 лет)
№ Тема
п/п
Вводное занятие
1
«Что такое
агролаборатория»

2

Цели / программное
содержание

Количество часов
теория
практика

Знакомство детей с
1
профессиями «ученый»,
«агроном».
Проведение экскурсии по
лаборатории. Определение
правил поведения в
агролаборатории при
проведении простейших
опытов и экспериментов.
Воспитание внутренней
потребности к получению
знаний
Что такое сельское Теория. История возникновения 1
хозяйство
сельского хозяйства. Центры
происхождения
культурных
растений.
Сельскохозяйственное
оборудование.
Практика.
Викторина
«Домашние
растения
и
животные».
Практическая

1

1

работа - выставка «овощные
культуры».
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория» (лук)
Наблюдение и уход за растениями
3
Общие сведения о
Рассказать детям о том, что 1
комнатных растениях большинство
комнатных
растений-выходцы
из
тропических стран, жарких
пустынь.
Познакомить
с
правилами
содержания,
прививать любовь к живой
природе.
4
Уход за комнатными Привитие детям навыков по 1
растениями:
выращиванию и уходу за
растениями,
развитие
наблюдательности,
1. черенками
способствовать эстетическому
2. луковицами
воспитанию
детей,
3. отпрысками
поддерживать интерес к уходу
за
растениями,
расширять
4. корневищами
кругозор ребенка.
5

6

7

8

Осмотр уголка
природы.

Закрепить
умения
детей
различать объекты
уголка
природы, уточнить знания о
способах ухода за ними
(частота поливки растений,
место по отношению к свету)
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Перевалка и
Прививать детям навыки по
пересадка комнатных выращиванию и уходу за
растений
растениями,
развивать
наблюдательность,
эстетический вкус, прививать
трудовые навыки.
Рассматривание
Закрепить знания о том, что в
комнатное растение
уголке природы находятся
(традесканция, фикус разные комнатные растения, за
мелколистный,
которыми необходим уход.
амарилис)
Практическая работа с
Цифровым микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Размножение
Познакомить со способами
комнатных растений размножения комнатных
1. черенками
растений, вызывать желание
2. луковицами
вырастить красивое растение в
3. отпрысками
подарок.
4. корневищами

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

9

«От семян к
растениям.
Наблюдения за
набуханием и
проращиванием
семян».

Подвести детей к выводу, что 1
семена растения проходят в
процессе
прорастания
несколько
стадий.
Практическая
работа
с
Цифровым
микроскопом
«Бобровая лаборатория»

2

10

«Изучаем влияние
света и влаги на рост
растений».

Подвести детей к выводу, что
для прорастания семян
растения
жизненно необходимы и вода,
и воздух.

1

2

11

«Изучаем
зависимость
растений
от
почвы».

1

2

12

«Сажаем
экзотические
растения» (апельсин,
банан, ананас).

Подвести детей к выводу, что
для роста растения наиболее
благоприятна питательная
почва по сравнению с песком и
глиной.
Практическая работа с
Цифровым микроскопом
«Бобровая лаборатория»
Подготовить эко-сувенир,
используя знания о
проращивании
семян растений, полученные в
ходе проведенных ранее
экспериментов.

1

2

13

Посев цветочных
семян для рассады
(настурция,
бархатцы)

Количество занятий
Всего занятий

Закреплять представления
1
детей о том, что семена сажают
в землю, поливают, их них
вырастают растения, знакомить
с приемами посадки, вызывать
интерес.
13
36

3

23

Формы контроля и оценочные материалы
Оценка освоения программы «Агролаборатория: Растем чтобы растить»
проводится в форме педагогического наблюдения в начале и в конце учебного
года.
Диагностический инструментарий по выявлению уровня
сформированности экологических представлений детей дошкольного
возраста
(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М.
Маневцовой)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на
выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за
живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе
(природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для
получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение
за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой,
образовательной.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо
проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний и
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
Содержание инструментария см. Приложение 1
Организационно-педагогические условия реализации Программы
С учетом ФГОС ДО (п. 2.11.2) в Программе используется вариативность
форм, методов и средств в образовательном процессе, основанных на:
возрастных особенностях воспитанников; их индивидуальных и особых
образовательных потребностей; личных интересов, мотивов, ожиданий,
желаний детей; степени организации деятельности воспитанников.
Формы и методы реализации Программы
- обучение,
- объяснение,
- напоминание,
- творческие задания,
- рассматривание иллюстраций,
- работа с пособиями, коллекциями,
- создание игровых проблемных ситуаций,
- участие в познавательных проектах.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем
дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение с
взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная
инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослые:
- создают положительный психологический микроклимат, в равной мере
проявляя любовь и заботу ко всем детям;
- уважают индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощряют желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращают
внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость,
которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
- создают условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;
- используют адекватную оценку результата деятельности ребенка с
одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и
способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагируют на неуспех ребенка и предлагают несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время,
доделывание, совершенствование деталей.
Педагогические технологии:
- Технология группового обучения;
- Репродуктивная технология: технология объяснительноиллюстративного обучения;
- Игровая технология;
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- Технология модульного обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология.
Материально-технические условия реализации Программы
Кабинет освещен люминесцентной лампой, имеется модульная теплица
для выращивания растений; оснащен стульями и столами для воспитанников,
шкафчиками и стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных
материалов.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические
занятия. Теоретическая часть часто идет параллельно с выполнением
практического задания. При объяснении теоретического материала
используются иллюстрации, карточки, таблицы, натуральные объекты,
экранные пособия. При проведении практических занятий сначала проводится
инструктаж по ТБ и проведению работы, а затем самостоятельно, но под
контролем педагога выполняется задание. В конце занятия подводятся итоги.
Для успешного проведения занятий используется следующий
дидактический материал:
- цифровой микроскоп «Бобровая лаборатория»;
- набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами
«Дошкольник»;
- комнатные растения;

- семена и луковицы цветов, овощей,
- инвентарь, необходимый для ухода за растениями (лейка, грабли малые,
ножницы, мягкие салфетки, защитные фартуки и нарукавники и т.п.);
- литература о растительном и животном мире;
- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые
наглядные пособия;
- влажные препараты;
- методические разработки занятий и массовых мероприятий;
- гербарии;
-различный занимательный материал;
- аудио- и видео-материалы по темам занятия.
Условия обеспечения электронного обучения: наличие ноутбука,
смартфона с возможностью выхода в интернет, программного обеспечения и
т.д.
Информационное обеспечение:
- - цифровая лаборатория для дошкольников.
Так же на территории детского сада организован огород для выращивания
овощных культур.
Список литературы
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования
познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.//
Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими
дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н.
И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.//
Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической
культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. 2008. - № 6. - С. 101-103.
6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников /
Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
7. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная
технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.//
Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
8. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма
[Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php
(дата обращения: 06.02.2014).
9. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников /
Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.

10.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду :
Книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2001. – 20

Приложение 1
Диагностический инструментарий по выявлению уровня
сформированности экологических представлений детей дошкольного
возраста
(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М.
Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на
выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за
живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе
(природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для
получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение
за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой,
образовательной.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо
проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
формирование экологических знаний и экологически правильного отношения
к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания
проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика
которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М.
Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий
фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл,
по которому определяется уровень сформированности экологических
представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — никогда (низкий уровень);
- от 1,7 до 2,3 баллов — иногда (средний уровень);
- от 2,4 до 3 баллов — всегда (высокий уровень).
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.

Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов,
условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой
природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица,
насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из
набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются
вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он
не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений,
местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов,
травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения,
растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3.
Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов,
травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у
растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в
нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их
обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский
дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких
животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха),
лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в
зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в
нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в
жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда
людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным
картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
Как
изменяется
жизнь
животных
(называется
время
года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и
неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это
свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их
существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет
небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает
много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об
объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при
выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы
отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой
и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы
отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в
специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям
живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен
будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами,
либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся
некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в
кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые
средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием,
игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей,
и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам
не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его
внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по
собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми
объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается
преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и
растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С
удовольствием по собственной инициативе общается с животными
(знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд
в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за
комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему
необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку
предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми
существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца
не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого
объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому
существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его
выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
(Никогда) Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и
называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности.
Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные
связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В
выделении общих признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не
всегда правильно называет их основные свойства, признаки.
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда
низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам.
Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение
неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
(Иногда) Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает
большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет
характерные и — под руководством педагога — существенные признаки.
Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи.
Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно
овладел общими понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших
результатов.
(Всегда) Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные
признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между
состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий
потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к
знакомым и незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе,
старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к

природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально
воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».