Особенности развития мелкой моторики рук .pdf

Особенности развития мелкой моторики рук
ребёнка – дошкольника
воспитатель группы «Осьминожки»
Голышева С.В.
В первые месяцы целесообразно проводить
упражнения рефлекторного характера, используя
данный от рождения хватательный рефлекс. В
раскрытую ладонь каждой руки ребёнка поочерёдно
опускается подвязанный на ленточке шарик диаметром
2-2,5 см для того, чтобы ребёнок рефлекторно схватил
его. Подбираются шарики различные по весу и по
материалу
(пластмассовый,
деревянный,
металлический, резиновый, а также самодельные
матерчатые (из гладкой или махровой ткани), твёрдые
и мягкие. Можно давать ребёнку одновременно в две
руки шарики одинаковые и разные. Потягивая шарик
за ленточку, но не вынимая его из ладони ребёнка,
взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение ребёнок может выполнять с палочками ( диаметр сечения 1-1,5
см, длина 25 см). Взрослый вкладывает палочку в одну или обе руки ребёнка и
подтягивает её к себе.
В 5 месяцев малыш может лежать на животе, поднимать корпус и упираться на
ладони. Это положение превосходно подходит для следующего упражнения. Под
каждую ладонь ребёнка подкладывают плоскую подушечку из поролона (1-1,5 см
толщиной), на которую пришиваются плоские пуговицы различной формы и величины.
Взрослый берёт руку ребёнка за запястье и проводит его ладонью по верхней и нижней
части подушечки. Упражнение повторяется 2-3 раза. Все пособия для детей должны
отвечать требованиям безопасности: пуговицы надо пришивать очень крепко, можно
использовать только гладкие палочки и т. д.. Все действия малыша должны проходить
под контролем взрослого.
До 4-5 месяцев ребёнок не может продолжительно удерживать предметы. Поэтому
полезно использовать мягкие манжеты из ткани, которые фиксируются на ладонях
малыша. Манжеты нужны для формирования тактильных ощущений и развития
движений рук. Они массируют кисти рук, являясь тем самым одним из видов пассивной
гимнастики, которая благотворно влияет на формирование тонких движений пальцев
рук.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребёнок лежит на спине ,
взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками.
Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша
не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
В 6 месяцев ребёнок хорошо берёт игрушки из разных положений, подолгу с ними
занимается. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к
предмету, умение захватывать и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают
шарики, колокольчики, ленточки, укреплённые на шнурке.

С того момента, когда ребёнок начинает целенаправленно захватывать предметы и
удерживать их в руках, все упражнения начинают носить активный характер, т.е.
выполняются самим ребёнком. Задача взрослых – активизировать эти движения с
помощью игрушек- вкладышей: матрёшек, коробочек, колпаков и т.д..
С 8-10 месяцев ребёнок начинает совершать более тонкие движения пальцами.
Необходимо давать ему коробочки разной формы, чтобы малыш самостоятельно снимал
с них крышки, а с помощью взрослого закрывал их. Можно предложить малышу
мешочек с разнообразными игрушками, чтобы он доставал их и складывал обратно.
С 10-12 месяцев ребёнок справляется уже с таким сложным заданием, как
нанизывание колец на стержень. Для него подойдут пирамидки из 3-5 колец.
С малышами от года до трёх можно выполнять следующие развивающие упражнения:
- запускать пальцами мелкие волчки;
-разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и
в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие кулачки, которые не
разожмёшь;
- двумя пальцами руки ( указательным и средним) « ходить» по столу сначала медленно,
как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто кто-то бежит ( сначала правой,
затем левой рукой);
- показать отдельно сначала один палец- указательный, затем два пальца – указательный
и средний, далее три, четыре, пять;
- показать отдельно только один палец – большой;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать фонарики, вкручивание лампочки;
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусы на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец;
- завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре;
- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки ключиками;
- закручивать гайки и шурупы;
- играть конструктором, мозаикой, кубиками, складывать матрёшки;
- играть с рамками-вкладышами;
- рисовать в воздухе, играть песком с водой;
- рисовать ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём.
С детьми 3-4 лет необходимо достаточное внимание уделять рисованию, лепке,
аппликации, изготовлению различных поделок из природного материала, игре с
конструктором.
К пяти годам ребёнок способен совершать действия, требующие достаточной
точности и согласованности движений кистей рук. Они уже могут выполнять различные
виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы, например, плетение ковриков из разноцветных
полосок бумаги.
Навык использования ножниц также очень полезен для развития мелкой моторики,
поэтому его нужно постоянно тренировать.

Нетрадиционные техники,
способствующие развитию ручной умелости

Штампы можно приобрести в магазинах и изготовить самим из ластика (для
длительного использования) или из картофеля ( на один раз).
На поверхность ластика шариковой ручкой наносится контур рисунка: гриб, цветок,
овощ, фрукт и т.д. Затем острым ножом ( бритвой) на глубину 3-5 мм срезается всё, что
находится за линией контура рисунка. На другой стороне ластика, по центру
протыкается углубление для ручки. Ручкой штампа служит палочка или короткий
карандаш.
Другой вид штампов делается из карандаша с твёрдым ластиком на конце. Резинка на
конце срезается острой бритвой под углом 45 градусов. Штамп готов.
Работа со штампами вырабатывает навык правильного захвата орудия письма и
тренирует: быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое
напряжение:
- ребёнок берёт штамп за ручку ( щепоть в этот момент напряжена);
- ребёнок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его ( рука расслаблена);
- ребёнок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска ( рука сильно
напряжена);
- ребёнок отрывает руку от бумаги ( рука расслаблена).
Работа со штампом не должна быть механической, иначе интерес к ней и
продуктивность быстро падают. Чтобы этого не произошло, взрослым рекомендуется
связать выполнение упражнений с какой-нибудь сказкой:
- сказка читается;
- ребёнок выполняет упражнения со штампом, чтобы помочь героям сказки;
- оценивание работы. Маленького ребёнка не следует оценивать очень строго. Попросите
ребёнка от имени героя сделать несколько правильных отпечатков.

Работа с ножницами
Не стоит бояться давать ребёнку ножницы. Это прекрасное
упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой
мускулатуры руки и её расслабления. При отработке навыка
пользования ножницами следует начать с коллажей. Ребёнок
выбирает на странице старых журналов понравившиеся ему
предметы и вырезает их, чтобы затем склеить из них коллаж.
На начальном этапе нельзя требовать от ребёнка, чтобы он
вырезал по контуру. По мере освоения навыка работы с
ножницами диапазон возможностей ребёнка увеличивается, и
он активно постигает различные техники работы с бумагой и
тканью.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».