воспитание детей через приобщение к народной культуре.pdf

Воспитание детей через приобщение к народной
культуре
материал подготовил
воспитатель группы «Теремок»
Сенинг А.Д.

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится
актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения
национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к
своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную
культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям
(гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими
предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети
знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не
помнящими родства”.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции своей культуры, осознавать, понимать и активно
участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя,
как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с
народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают
русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске,
или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями
народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для
этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в
первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь
русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир,
мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская
музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали
представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости,
правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь,
клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось,
что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело,
но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и
осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному
количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода
кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам
идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни
русского человека. Русское народное искусство, русская национальная
культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской
духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка.
Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные

качества
личности
ребёнка,
навыки
культурного
поведения.
Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в
воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно
демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные
вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным
искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты
(словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают
представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от
ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию
сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей,
приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в
будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной
культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит
отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие
детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует
общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры
необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень
доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно
подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям,
уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в
семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой,
яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит
мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех,
улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это
обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность,
страх, угнетенное
состояние.
Появляется спокойствие,
чувство
защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они
являются носителями народной культуры, воспитывать детей в
национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях
положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
В нашем дошкольном учреждение для приобщения к истокам народной
культуры Урала функционирует мини-музей «Уральская горница», в
условиях посещения которого наши воспитанники могут прикоснуться и
узнать традиции и культуру своего народа, услышать народные песни,
сказки, познакомиться с бытом народов Урала.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».