ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Ансамбль детских музыкальных инструментов» для детей 2-4 лет

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

Пояснительная записка
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской
деятельности,
которая
чрезвычайно
привлекает
дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается
память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных
инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра
на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику
пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и
двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие
способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого
исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,
развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре
на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя
удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту
звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения,
музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на помогает передать чувства, внутренний
духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой
инициативы, сознательных отношений между детьми.
Цель: создание благоприятных условий для развития музыкальных
способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою
очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной,
умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.
Игра на детских музыкальных инструментах позволяет ребёнку в
увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для
творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об
окружающем мире.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
Обучающие:
-Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и
музыкальными инструментами.
-Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
-Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и
простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других
движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

-Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
-Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных
инструментах.
-Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной
жизни.
Воспитательные:
-Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и
эстетическую отзывчивость.
-Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
-Воспитание творческой инициативы.
-Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивающие:
-Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
-Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
-Развивать мышление, аналитические способности.
-Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
-Способствовать координации музыкального мышления и двигательных
функций организма
-Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит
понимать и любить музыку.
Основные принципы реализации программы
Основой для построения рабочей программы является системнодеятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией
ФГОС:
 сочетает
принципы научной обоснованности и практической
применимости;
 соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
 соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
 предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
 основывается
на комплексно-тематическом принципе построения
образовательной деятельности.
Категория обучающихся
Воспитанники 2 - 4 лет

Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 учебных года.
Планируемые результаты
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться интерес
к инструментальному музицированию как форме коллективной
художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и
умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями,
умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их
хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен,
ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности
звукоизвлечения и звуковедения.
Учебный (тематический) план обучения
Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май.
Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно
присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой,
двигательной.
Возраст
детей

Продолжительность
занятий

Периодичность в Количество в год
неделю

2-3 лет

10 мин.

1

36

3-4 лет

15 мин

1

36

п
Раздел

Количество часов
1 год обучения
2 год обучения

1.

3.
Итого:

Знакомство с
музыкальными
инструментами
Музыкальная
грамота
(теория/практика)
Обучение игре на
музыкальных
инструментах

18

18

18

18

36

36

Возрастные особенности детей 2-4 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и
взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных
способов действия с различными предметами. Развиваются действия
соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность,
преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе
предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность
ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия
окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы
взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество
понимаемых
слов
значительно
возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к
ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ
взрослых.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они
совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В
середине третьего года жизни появляются действия с предметамизаместителями.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический
слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят
их с большими искажениями. Основной формой мышления становится
наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в
жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия
с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко

заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости
и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом
трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная
деятельность. От использования предэталонов — индивидуальных единиц
восприятия дети переходят к сенсорным эталонам — культурновыработанным средствам восприятия.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение
мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное
управление поведением только начинает складываться; во многом поведение
ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения
собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными
указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом в значительной мере
ориентируются на оценку педагога.
В
младшем
дошкольном
возрасте
В музыкальнохудожественной деятельности дети
эмоционально
откликаются
на
художественные произведения, произведения музыкального искусства.
Проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. На
формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной
деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Слушание
музыки остается
любимым
видом
музыкальной
деятельности детей. Они с удовольствием слушают как вокальную, так и
инструментальную музыку, музыкальные произведения народного,
классического и современного репертуара.

Содержание учебного (тематического) плана обучения
Инструмент
1 Организационное занятие
Погремушка

Бубен

Тема

Содержание
Первый год обучения

Музыкальная грамота
Занятие № 2-3.
«Погремушка как
музыкальный инструмент»
Занятие № 4 -5
«Разновидности
погремушек»
Занятие № 6-7
Обучение игре на детских
музыкальных инструментах
«Озорные погремушки»

Музыкальная грамота
Занятие № 8-9
«Бубен. Строение бубна»
Занятие № 10-11
«Разновидности бубнов»
Занятие № 12
«Разновидность бубнов.
Динамика, слуховое
восприятие

Строение и устройство погремушки:
ножка, наполнитель, футляр-емкость для
горошин. Показ различных видов
погремушек: с ножкой и без ножки,
различной формы, металлические,
деревянные, пластмассовые и др.
Определение на слух различных
погремушек. Слушание звучания
погремушек: гремящих, звенящих,
шуршащих и др., в зависимости от
материала. Определение на слух
звучания всех этих погремушек.
Знакомство с приемами игры на
погремушке: встряхивание, удар
погремушкой по ладошке, удар ножкой
погремушки по полу (столу).

Репертуар

Песенка «Погремушка»
Ю.Антонова
Пляска с погремушками
Игра «Кто скорее?»
Свободные игры, пляски с
погремушками
Подвижные игры «Догонялки»
Музыкально-дидактическая игра
«Угадай- ка». Игра на различных
погремушках с
использованием русских
народных мелодий
«Мишка с куклой»
«Ах вы, сени», русские народные
мелодии «Как у наших у ворот»,
русские народные мелодии
«Игра «сохрани погремушку»
Рассказ об устройстве бубна: корпус,
Игра «Кто скорее?»
донце, ямка, металлические пластинки,
Угадай-ка»
бубенчики.
Свободная игра на всех видах
Беседа о разных видах бубнов: малые,
бубнов
средние, большие концертные, с
Игра «Кто скорее?»
бубенчиками и без бубенчиков.
Игра «Бубен»
Определение на слух звучания различных Фрида «Тихо-громко в бубен
бубнов, показ.
бей»
Беседа о зависимости громкости звука,
«Угадай- ка»
извлекаемого бубном, от его размера,
Свободные игры

количества бубенчиков и силы удара.
Занятие № 13-14 Обучение
Знакомство с приемами игры на бубне:
игре на детских
удар ладошкой, удар кулачком
музыкальных инструментах (косточками) по донцу. Учить правильно,
«Мой веселый звонкий
держать бубен в левой руке — ударять
бубен, мы играть с тобою
правой рукой, встряхивание производить
будем»
правой рукой.
Колокольчики

«Пойду ль я», русские народные
мелоди
«Ах вы, сени», русские народные
мелодии Музыкальнодидактическая игра
«Тихо-громко в бубен бей»
Е. Тиличеевой
Свободные пляски с бубном
Музыкальная грамота
Рассказ о строении колокольчика:
«Угадайки» (бубен,
Занятие № 15
юбочка,
колокольчики, погремушки)
«Колокольчик. Его
язычок, ушко. Показ различных
«Игра с колокольчиками»
строение»
колокольчиков: малые, большие,
Свободная игра на
Занятие № 16
средние, валдайские.
колокольчиках
«Разновидности
Определение на слух звучания различных «Тихие и громкие звоночки»
колокольчиков»
колокольчиков: громко, тихо, нежно,
Слуховая «Угадай-ка»
Занятие № 17 - 18
звонко, мелодично, протяжно — в
Музыкально-дидактическая игра
Обучение игре на
зависимости от вида и приема игры
«Тихие и громкие звоночки»
Детских музыкальных
(трель, удар палочкой, пальцем,
Тиличеевой
инструментах
встряхивание). Знакомство с приемами
«Игра с колокольчиками»
«Колокольчик зазвенит,
игры на бубне: удар
Римского Корсакова.
всех вокруг развеселит»
ладошкой, удар кулачком (косточками)
Свободные пляски Игра с
«Колокольчик мелодичный, по
колокольчиками
звонкий, милый,
донцу. Учить правильно держать бубен в «Ёлка» Т. Топатенко («трель»)
симпатичны»
левой руке — ударять правой рукой,
встряхивание производить правой рукой.
Знакомство с игрой на колокольчиках
показ
приемов игры: удар палочкой,
встряхивание
толчок пальцем. Обучение приему
«трель».
Учить правильно, держать колокольчик:

Барабан

Музыкальные игрушки

Деревянные ложки

вертикально, не зажимать кисть,
свободно
потряхивать и ставить на ладошку.
Закрепление навыков игры на
колокольчиках.
Музыкальная грамота
Показ барабана. Рассказ о его строении:
Занятие № 19
корпус, два донца, палочки, ремешок.
«Барабан. Строение
Звукоизвлечение. Слушание музыки.
барабана»
Показ различных барабанов: большого,
Занятие №. 20-21
малого, железного. Беседа о том, чем они
Обучение игре на детских
отличаются друг от друга.
музыкальных инструментах Восприятия на слух звучания различных
«Барабан наш не молчит, он барабанов. Различать звучание больших,
грохочет и стучит»
малых и железного барабана.
Знакомство с игрой на барабане. Показ
приемов игры: одновременные удары
одной и двумя палочками, поочередные
удары правой и левой рукой, барабанная
дробь.
Музыкальная грамота
Занятие № 22
«Музыкальные игрушки»
Занятие № 23-24
Обучение игре на детских
музыкальных инструментах
«Погремушки, барабаны с
бубном громко тарабанят, а
нежный колокольчик
громко петь не хочет»
Музыкальная грамота

Показ музыкальных игрушек: неваляшек,
музыкальных волчков, органчиков,
музыкальных открыток, шкатулок,
коробочек. Закрепление знаний детей о
музыкальных игрушках.
Повторение всех приемов игры на
погремушках, бубнах, колокольчиках,
барабане. Закрепление полученных
навыков.
Ложка — музыкальный инструмент.
Описание лодки: расписные, деревянные,
металлические, большие, маленькие,

Песня «Барабан»
«Маленький марш»
Парлова
Марш под барабан
Упражнение «Гулять-отдыхать»
Песня «Барабан»
Марш под все барабаны
Игры «Угадайки»
Музыкально-ритмическая игра
«Труба и барабан»
Песня «Барабан» (подыгрывать)
«Веселая песенка» Ивкодимова
Упражнение «Барабанщики»
Красева
«Марш» Парлова
Свободные пляски, игры,
подвижные игры «Угадай-ка»
Повторение репертуара сентябрь
декабрь, январь

Песня «Ложкари»
«Лошадка» Потоловской
(прямой галоп)

Занятие № 25 «Ложки
деревянные как
музыкальный инструмент»
Занятие № 26 «Строение
ложки»
Занятие № 27-29 Обучение
игре на детских
музыкальных инструментах
«Вятские, смоленские –
ложки деревенские»

Звуки

пластмассовые.
Беседа о строении ложки: палочка-ручка,
пяточка. Как извлекается звук.
Слушать звучание различных ложек,
определять на слух большие и маленькие,
деревянные, металлические и
пластмассовые.
Знакомство с игрой на деревянных
ложках.
Показ приемов игры на ложках. Учить
детей
правильно держать ложки в руках,
ритмично ударять «пяточкой» по
«пяточке» приемом
«ладушки».
Беседа о шумных звуках и музыкальных
с показом звучания различных
инструментов. Определение на слух.

Музыкальная грамота
Занятие № 30 «Звуки
музыкальные и
немузыкальные»
Занятие № 31
«Высокие и низкие звуки»
Занятие № 32
«Звуки громкие и тихие»
Занятие № 34-36
Обучение игре на детских
музыкальных инструментах
«Наш ансамбль детских
музыкальных
инструментов»
Второй год обучения
Занятия
Инструмент
Тема
Содержание
1. Организационное занятие «Юные оркестранты»

Показ приемов игры на ложках
Свободные игры, пляски
Определение на слух
«Угадай-ка»
Свободные игры, пляски
«Ладушки», р.н.м.
«Лошадка» Потоловского
«Цок, цок лошадка» Тиличеевой
« Цирковые лошадки»

Исполнение взрослым
знакомых песенок, подпевание
детьми
«Птица и птенчики» Упражнения
«Дождик»,
Дятел», «Ручеек»
«Мышка» — «Речка»
«Дождик-дятел» «Угадайки»
«Дождик» (тихий — сильный)
«Ручейки»
«Птички»
«Цыплята»
«Дятел»
«Мышка»
Репертуар

Погремушка

Музыкальная грамота
Занятие № 2-3.
«Погремушка как
музыкальный инструмент»
Занятие № 4 -5
«Разновидности
погремушек»
Занятие № 6-7
Обучение игре на детских
музыкальных инструментах
«Озорные погремушки»

Строение и устройство погремушки:
ножка, наполнитель, футляр-емкость для
горошин. Показ различных видов
погремушек: с ножкой и без ножки,
различной формы, металлические,
деревянные, пластмассовые и др.
Определение на слух различных
погремушек. Слушание звучания
погремушек: гремящих, звенящих,
шуршащих и др., в зависимости от
материала. Определение на слух
звучания всех этих погремушек.
Знакомство с приемами игры на
погремушке: встряхивание, удар
погремушкой по ладошке, удар ножкой
погремушки по полу (столу).
Проверка чувства ритма, чувства
динамики,
реакции на начало и конец мелодии.

Исполнение детьми и взрослыми
знакомых произведений из
репертуара
предыдущего года обучения.
«Андрей-воробей» р.н.м.
«Ах вы, сени» р.н.м.
«Мишка с куклой»
«Игра с колокольчиками»
«Марш» Тиличеевой

Бубен

Музыкальная грамота
Занятие № 8-9
«Бубен. Строение бубна»

Обучение игре на ДМИ
«Вот как дружно в бубен бьем — никогда
не устаем»
Повторение строения бубна.
Разновидности бубнов.
Беседа о коротких и длинных звуках.
Графическое изображение.
Прохлопывание попевок.
Графическое изображение на
фланелеграфе.
Пропевание песенок.
Определение на слух коротких и
длинных

«Тихо-громко в бубен бей»
Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида
Слушание «Мишка с куклой»
«Андрей-воробей»
Игра «Шагать и бегать»
«Бег» Магиденко
«Пойду ль я»
«Ах вы, сени»
«Мишка с куклой»

Занятие № 10-11
«Разновидности бубнов»
Занятие № 12
«Разновидность бубнов.
Динамика, слуховое
восприятие

Занятие № 13-14 Обучение
игре на детских
музыкальных инструментах
«Мой веселый звонкий
бубен, мы играть с тобою
будем»

Металлофон

Занятие № 15
Музыкальная грамота
«Металлофон.
Строение металлофона»
Занятие № 16-17
Обучение игре на ДМИ
«Это наш металлофон, мы
на нем играть начнем»

звуков. Выполнение упражнений.
Повторение приемов игры на бубне: удар
кулачком, ладошкой, встряхивание.
Разучивание нового приема игры на
бубне:
удар подушечками пальцев. Повторение
выученных приемов.
Исполнение пьесы различными
приемами
игры на бубне. Добиваться ритмического
ансамбля.
Работа над ритмическим ансамблем,
одновременным вступлением,
окончанием
Определение на слух приемов игры на
металлофоне. Начинать и заканчивать с
аккомпанементом. Упражнения на
развитие
воображения и фантазии.
Обучение приемам игры на металлофоне.
Работа над приемом игры glissando

«Мишка с куклой»
«Дождик»
«Ливень»
«Ручейки», «Мышки» «Дождик»,
«Дятел»
Подвижные игры
Придумывай свою музыку

Колокольчики

Колокольчики
всех видов,
бубны,
металлофоны

Колокольчики
всех видов,
бубны,
металлофоны

Музыкальная грамота
Занятие № 18
олокольчик. Его строение»
Занятие № 19
«Разновидности
колокольчиков»
Занятие № 20-21
Обучение игре на
Детских музыкальных
инструментах
«Колокольчик зазвенит,
всех вокруг развеселит»
«Колокольчик мелодичный,
звонкий, милый,
симпатичны»

Рассказ о строении колокольчика:
юбочка, язычок, ушко.
Знакомство с игрой на колокольчиках
показ
приемов игры: удар палочкой,
встряхивание толчок пальцем. Обучение
приему «трель».
Учить правильно, держать колокольчик:
вертикально, не зажимать кисть,
свободно
потряхивать и ставить на ладошку.
Определение характера, динамики, темпа
в незнакомых произведениях, выбор
соответствующих инструментов.
Поэтапное разучивание нового
произведения на различных
инструментах определенными приемами

«Полька» Красева
«Колокольчики звенят»
«Полька» Красова (повторение)

Занятие № 22-23
Музыкальная грамота
«Музыкальные
жанры»
занятие № 24-25
Обучение игре на ДМИ
«Если колокольчик взять –
будет нежно он звучать»
Марш-танец.
Занятие № 26
Музыкальная грамота
«Средства
музыкальной
выразительности»
занятие № 27-28

Марш-танец. Слушание произведений в
этих жанрах, определение на слух.
Повторение и закрепление на знакомом
материале различных приемов игры.
Сольное исполнение отдельных партий.
Марши Польки
Свободные маршировки и танцы

«Колокольчики звенят»
«Полька» Красова
(повторение)

Вслушиваться в музыку. Определять
характер и регистр в незнакомых
произведениях.
Добиваться тишины вовремя
выступления
и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.
«Мы запели песенку»
«Праздник птиц»
«Скворцы и вороны»
«Плачь куклы»
«Колокольчики звенят»

Ложки, колокольчики

Колокольчики
всех видов,
бубны,
металлофоны,
треугольник,
ложки, музыкальные палочки,
кубики

Обучение игре на ДМИ
«Если колокольчик взять –
будет нежно он звучать»
Занятие № 29
Музыкальная грамота
«Ударно — шумовой
оркестр»
Занятие № 30
«Ударно — шумовой
оркестр. Ложки»
Занятие № 31
Обучение игре на ДМИ
«Если колокольчик взять –
будет нежно он звучать»

Занятие № 32
Музыкальная грамота
«Ударно — шумовой
оркестр.
Занятие № 33
Музыкальные
палочки и кубики»
Занятие № 34
«Ударно — шумовой
оркестр. Состав оркестра.
Треугольники»
Занятие 35-36
Обучение игре на ДМИ

«Полька» Красова
(повторение)
Состав ударно-шумового оркестра, показ
инструментов, слушание произведений
для ударно-шумового оркестра.
Повторение строения ложек,
разновидности
ложек.
Повторение приема игры на ложках
«ладушки». Знакомство с новым приемом
«тарелочки».
Ложки. Разучивание приема «блинчики»,
повторение пройденного.
Распределение приемов игры на ложках
по частям нового произведения: 1 ч —
маленькие «ладушки», 2ч — большие
ладушки (4раза), 3ч. — быстрые
маленькие «ладушки».
Состав ударно-шумового оркестра, показ
инструментов, слушание произведений
для ударно-шумового оркестра.
Повторение строения ложек,
разновидности
ложек. Знакомство с музыкальными
палочками.
Слушание музыкальных произведений.
Выбор соответствующих музыкальных
инструментов. Исполнение по
подгруппам
оркестра и движений.
Знакомство с новым произведением.
Распределение инструментов в

Повторение знакомых пьес. «Мы
запели песенку»
«Марши»
«Пойду ль я»
подвижные игры
«Ладушки» «Пойду ль я»
«Мы запели песенку»
«Пирожки»
«Топотушки»
«Колокольчики звенят»
«Полька»

Повторение всех ранее
выученных
«Топотушки»
Подвижные игры и танцы на
дробном шаге
«Топотушки» (др. шаг)
«Моя лошадка» (галоп)
свободные танцы под оркестр
(по подгруппам)
«Лесная песенка»
«Колокольчики звенят»
«Полька»
«Топотушки»

«Если колокольчик взять –
будет нежно он звучать»
«Наши ложки расписные
будут весело играть,
инструменты остальные
будут ложкам помогать»
«Треугольник заиграй,
веселиться помогай»

зависимости от изобразительного
характера песни. Разучивание партии
каждого инструмента. Соединение всех в
ансамбль. Работа над своевременным
вступлением каждого инструмента и
окончанием звучания.
Добиваться ритмического ансамбля,
общей динамики, чистоты исполнения
приемов игры на всех инструментах,

Формы контроля и оценочные материалы
Диагностика музыкальных способностей дошкольников (по К.В. Тарасовой)
Музыкально-слуховые представления
Пение знакомой песни с сопровождением
5б – чисто интонирует всю мелодию;
4б – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии;
3б – интонирует общее направление мелодии;
2б – интонирует 1-2 звука;
1б – проговаривает слова в ритме, отказ.
5 баллов – Высокий уровень
4-3 балла – Средний уровень
2-0 баллов – Низкий уровень
Развитие ладового слуха
1 Эмоциональная отзывчивость на музыку
2б – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с
характером произведения;
1б – незначительно выражает эмоции, отвлекается;
0б – равнодушен к звучащей музыке.
2 Наличие любимых произведений
1б – есть;
0б – нет.
3 Узнавание знакомой песенки:
2б – узнал по мелодии;
1б – узнал со словами;
0б – не узнал.
5-4 балла – Высокий уровень
3-2 балла – Средний уровень
1-0 балла – Низкий уровень
Развитие чувства ритма
1 Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках (3-5 звуков)
2б – воспроизводит точно ритм;
1б – воспроизводит метр;
0б – беспорядочные хлопки.
2 Соответствие движения характеру музыки:
1б – движения соответствуют характеру музыки;
0б – движения не соответствуют, отказ.
3 Соответствие движений ритму музыки:
1б – движения соответствуют ритму музыки;
0б - движения не соответствуют ритму музыки.
4-3 балла – Высокий уровень
2-1 балл – Средний уровень
0 баллов – Низкий уровень
Общий уровень музыкального развития ребенка.
15-11 баллов – Высокий уровень развития

10-3 балла – Средний уровень развития
2-0 балла – Низкий уровень развития
Детское музыкальное творчество
Импровизационное музицирование: Проявляет желание импровизировать на
музыкальных инструментах – игрушках,
ориентируясь на основные средства музыкальной выразительности:
- динамику (сильный и слабый дождик);
- регистры и ритм (птичка летает, медведь шагает);
- темп (мышка бежит, медведь медленно ступает).

Организационно-педагогические условия реализации Программы
Формы и методы работы
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует эффективному системному овладению детьми представлениями,
умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. На
занятиях
используются
наглядно-иллюстративные
материалы:
художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия, схемы и
таблицы сочетаемости цветовых тонов.
Структура занятия по данной программе может состоять из следующих
элементов:
1. Музыкальная грамота.
Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной),
об основных средствах выразительности.
Знакомство с детскими музыкальными инструментами; введение понятий о
длинных и коротких звуках, о высоких и низких звуках; знакомство с
понятиями «оркестр», «ансамбль», «форте», «пиано». Дать представление об
общем направлении мелодии (вверх, вниз, на одном звуке)
2. Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения.
Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
Учить слышать и передавать метрическую пульсацию музыки различного
характера и темпа; учить исполнять ритмические эталоны и комбинации из
них; учить осознанно выделять на слух сильную долю; познакомить с
ритмической нотацией.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений.
Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
Дать представление о концертном качестве исполнения музыкальных
произведений; развитие чувства ансамбля, навыков коллективной игры,
воспитание внимания, слухового контроля, выдержки
4. Творческое музицирование.
Цель: обучение детей обращаться со знакомым музыкальным материалом,
используя приемы игры импровизационного характера.
Развитие воображения, фантазии, изобретательности в приемах
исполнительства на музыкальных инструментах; поощрение творческих
проявлений обучающихся.
На каждом занятии могут быть представлены как все элементы структуры, так
и отдельные.
Средства, методы и приемы работы
Данная рабочая программа составлена на основе пособия А.В. Орловой
«Русское народное творчество в детском саду», Н.Г. Кононова «Обучение
дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», программа
составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и
умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с
музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего
возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного
года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно
было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную
работу с детьми. На основании диагностических исследований составляется
перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается
календарное планирование занятий.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются
подача теоретического материала и практическая работа: ритмические
упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в
ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично
сменяют и дополняют друг друга.
Этапы работы
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в
дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы,
упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных
видах деятельности, способности к самовыражению.
Материально-технические условия реализации Программы
Занятия проводятся в музыкальном зале, стульчики на каждого ребенка,
фланелеграф.

Оборудование:
Музыкальные инструменты:
- детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки, маракасы,
колокольчики, трещотки, музыкальные коробочки.
- звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
Магнитофон, фонотека с записью лучших образцов классической, народной и
современной детской музыки.
Дидактический материал
Наглядный материал
Раздаточный материал для муз. дидактических игр
Портреты композиторов русских и зарубежных.
Список литературы
1. Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
2. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от
3до 9 лет – Ярославль, 2002
3. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах - М, Просвещение, 1990.
4. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования
эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. –
М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
5. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М.,
1997.
6. Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.
7. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
8. Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал
“Музыкальная палитра” №6, 2006.
9. Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок, М., Обруч, 2012
10. Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Учебное пособие. – М, Педагогическое
общество России, 2005.
11. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. –
М.: Просвещение, 1990 г.
12. А.В.Орлова. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз.
Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.
13. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».