Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2023 года,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31
июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» с изменениями от 1 декабря 2022 года, Приказом МОиН РФ «Об
утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» от 14.06.2013
№ 462 с изменениями на 14 декабря 2017 года, Приказом МОиН РФ «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 № 1324 с
изменениями на 6 мая 2022 года, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества
образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – внутренняя система оценки
качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, содержание
процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и
контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга
качества образования (далее — мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки
качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников,
эффективности образовательной программы с учетом запросов основных пользователей результатов
системы оценки качества образования.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ
являются: воспитатели, воспитанники и их родители, педагогический совет детского сада,
экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников дошкольного
образовательного учреждения.
1.6. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает
оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.7. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих
профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников,
работающих по совместительству.
1.8. В настоящем Положении используются следующие термины:
− Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы.
− Система оценки качества дошкольного образования — совокупность взаимосвязанных субъектов,
объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных
качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении
установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей
воспитанников дошкольных образовательных организаций.

− Качество условий — выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного
процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению
безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
− Качество образования ДО — это соответствие системы дошкольного образования, происходящих
в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО),
общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной
школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.)
− Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ
осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые
и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в
ДОУ критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены
на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной
программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28
февраля 2014 г. № 08-249).
− Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой
ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в
первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной
деятельности.
− Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого
объекта.
− Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого
является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их
достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и
локальных актах, системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
− Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной
деятельности.
− Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых
соответствует реализуемым образовательным программам.
− Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный
образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки
качества дошкольного образования.
1.9. Объекты мониторинга качества дошкольного образования:
1) группа ДОУ;
2) ДОУ в целом;
1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
− образовательная статистика;
− мониторинговые исследования;
− социологические опросы;
− отчеты работников ДОУ;
− акт подготовки к учебному году;
− информация, размещенная на официальном сайте ДОУ
− посещение мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения;
− отчет о результатах самообследования ДОУ.
1.11. Для оценивания качества образования в процессе ВСОКО используется модель
комплексной разносторонней оценки образовательной системы ДОУ. Данная модель позволяет
реализовать комплексную оценку (учесть все ключевые компоненты образовательной системы
ДОУ) и повысить ее надежность за счет включения в процесс оценивания разных

заинтересованных лиц: непосредственных участников образовательного процесса (педагогов),
родителей, учредителей, социальных партнеров и других лиц. Интегрированный анализ данных,
полученных в ходе комплексной разносторонней оценки, позволяет выявить и зафиксировать
дисбаланс в системе и впоследствии устранить его.
1.12. Показатели, характеризующие качество дошкольного образования:
ВСОКО включает показатели, связанные с реализацией образовательной деятельности и
оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ. В части показателей качества,
связанных с реализацией образовательной деятельности, система основана на требованиях ФГОС ДО
и других нормативно-правовых документов РФ, в соответствие с МКДО РФ.
1.13. Система показателей качества ВСОКО позволяет провести анализ:
− качества документирования образовательной деятельности, деятельности по присмотру и уходу за
воспитанниками ДОУ, процессов управления и развития организации;
− качества созданных образовательных условий (кадровых условий и пр.), включая качество
организации пространства группы и его оснащения (предметно-пространственной среды во
внутреннем помещении и на свежем воздухе);
− качества образовательных процессов (образовательного, включая воспитательный, с учетом
содержания ПРПВ в ДОУ; процесса по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ,
организационных процессов ДОУ и пр.);
− качества удовлетворенности потребителей услуг ДОУ;
− качества управления и развития ДОУ.
Система индикаторов качества включает индикаторы, связанные с региональными
особенностями реализации ДОУ.
К каждому из показателей предусмотрена уровневая система индикаторов качества. Индикаторы
представлены в виде утверждения, описывающего определенный уровень качества образовательной
деятельности по измеряемому показателю, с которым может согласиться или не согласиться
оценивающий (поставить положительную или отрицательную отметку за индикатор). Использование
данной системы уровневых индикаторов позволит участникам ВСОКО получить представление о
характеристиках более высоких уровней качества, выстроить по итогам оценивания
соответствующую программу развития образования.
1.14. Модель внутренней оценки качества ДОУ используется при проведении внутреннего
мониторинга качества образования в ДОУ и включает:
1.14.1. самооценку педагогов ДОУ, предусматривающую сбор и структурирование информации о
контексте и характеристиках профессиональной деятельности с занесением ее в «Информационную
карту педагога»; проведение самостоятельной оценки уровня своей квалификации и качества
педагогической работы. По итогам самооценки всех педагогов ДОУ формируется
структурированный по показателям качества ВСОКО сводный отчет ДОУ о результатах самооценки
педагогов. Данный отчет в дальнейшем используется в качестве основы для разработки программ
профессионального развития педагогов ДОУ;
1.14.2. внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за
воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОУ, предусматривающую:
− сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках деятельности ДОУ;
− оценку качества документации ДОУ;
− оценку качества образовательных программ ДОУ на основе системы показателей качества
МКДО», в том числе оценку ООП ДО, ОП ДО, АООП ДО, АОП ДО;
− оценку качества образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за воспитанниками
в группе ДОУ с использованием инструментария МКДО;
− оценку качества деятельности ДОУ в целом, включая качество образовательной деятельности и
качество присмотра и ухода за всеми воспитанниками ДОУ, обеспечение условий для их реализации,
эффективности управления и развития организации в целом.
1.15. По итогам каждого из этапов внутренней оценки оцениваемым предоставляются
обратная связь и результаты оценки. Результаты самооценивания ДОУ, полученные с
использованием инструментария МКДО, собираются и отражаются в «Отчете о самообследовании

ДОУ». На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством
образования в группах и в ДОУ в целом, разрабатывается программа развития ДОУ.
1.16. Система показателей мониторинга качества дошкольного образования предусматривает
трехуровневую структуру:
1. Показатели оценки качества образования:
Уровень 1. Показатели оценки качества для групп ДОУ.
Уровень 2. Показатели оценки качества для ДОУ в целом.
2. Группы показателей.
3.Области качества мониторинга качества дошкольного образования:
3.1. Образовательные ориентиры.
3.2. Образовательная программа.
3.3. Содержание образовательной деятельности.
3.4. Образовательный процесс.
3.5. Образовательные условия.
3.6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами.
3.7. Взаимодействие с родителями.
3.8. Здоровье, безопасность и повседневный уход.
3.9. Управление и развитие.
В каждую из областей качества входит набор показателей, в отдельных областях качества показатели
собираются в группы показателей.
УРОВЕНЬ 1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МКДО ДЛЯ ГРУПП ДОУ
Область качества
Показатели качества
1. Образовательные ориентиры
1.1. Ориентиры образовательной деятельности
2. Образовательная программа

1.2. Понимание ребенка
2.1. Основная образовательная программа ДО (включая
часть,
формируемую участниками образовательных
отношений)
2.2. Адаптированная основная образовательная
программа ДО для детей
с ОВЗ
2.3. Образовательные программы ДОУ

3. Содержание образовательной
деятельности

2.4. Адаптированные образовательные программы ДОУ
3.1. Социально-коммуникативное развитие
3.1.1. Эмоциональное развитие
3.1.2. Социальное развитие
3.1.3. Развитие коммуникативных способностей и
активности
3.1.4. Формирование основ безопасного поведения
3.2. Познавательное развитие
3.2.1. Развитие познавательных интересов,
любознательности
и активности
3.2.2. Развитие воображения и творческой активности
3.2.3. Формирование математических представлений
3.2.4. Формирование представлений об окружающем

4. Образовательный
процесс

5. Образовательные
условия

мире: природа,
экология, техника и технологии
3.2.5. Формирование представлений об окружающем
мире: общество
и государство, культура и история, традиции и
праздники
3.3. Речевое развитие
3.3.1. Развитие речевого слуха
3.3.2. Обогащение словарного запаса
3.3.3. Развитие понимания речи и формирование
предпосылок грамотности
3.3.4. Развитие культуры устной речи и речевая
активность
3.3.5. Освоение письменной речи
3.3.6. Знакомство с литературой и фольклором
3.3.7.Речевое
развитие
в
билингвальной
и
полилингвальной среде
3.4. Художественно-эстетическое развитие
3.4.1. Эстетическое воспитание
3.4.2. Знакомство с миром искусства
3.4.3. Изобразительное творчество
3.4.4. Музыка и музыкальное творчество
3.4.5. Художественное конструирование и
моделирование
3.4.6. Театрально-словесное творчество
3.5. Физическое развитие
3.5.1. Здоровый образ жизни
3.5.2. Развитие представлений о своем теле и
физических возможностях,
произвольность и координация движений
3.5.3. Движение и двигательная активность
3.5.4. Подвижные игры, физкультура и спорт
4.1. Поддержка инициативы детей
4.2. Особенности реализации воспитательного процесса
4.3. Игра
4.4. Проектно-тематическая деятельность
4.5. Исследовательская деятельность и
экспериментирование
4.6. Строительство и конструирование
4.7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд
4.8. Использование информационных технологий
4.9. Структурирование образовательного процесса
4.10. Индивидуализация образовательного процесса
5.1. Кадровые условия. Квалификация педагогов
и совершенствование педагогической работы
5.1.1. Профессиональная квалификация педагогов
5.1.2. Профессиональное развитие педагогов
5.1.3. Совершенствование педагогической работы
5.2. Кадровые условия. Рабочая нагрузка и условия
труда
5.2.1. Рабочая нагрузка педагога (размер группы и
соотношение между количеством воспитанников и

6. Условия получения
дошкольного образования лицами с
ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами
7. Взаимодействие
с родителями
8. Здоровье, безопасность
и повседневный уход

9. Управление и развитие

количеством педагогов)
5.2.2. Система оплаты труда педагогов группы
5.3. Материально-техническое обеспечение
5.3.1. Предметно-пространственная среда помещения,
доступная воспитанникам группы
5.3.2. Предметно-пространственная среда на свежем
воздухе, доступная воспитанникам группы
5.4. Информационное обеспечение
5.4.1. Учебно-методическое обеспечение
5.4.2.Библиотечно-информационное
обеспечение.
Управление знаниями
6.1. Организация образования детей с ОВЗ в группе
6.2. Инклюзия в группе
6.3. Работа с детьми-инвалидами
7.1. Участие родителей в образовательной деятельности
7.2. Удовлетворенность родителей
7.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье
8.1. Здоровье и повседневный уход
8.1.1. Состояние здоровья воспитанников
8.1.2. Санитарно-гигиенические условия
8.1.3. Гигиена и формирование культурногигиенических навыков
8.1.4. Усилия по сохранению и укреплению здоровья
8.1.5. Качество питания
8.1.6. Организация процесса питания
8.1.7. Отдых. Релаксация. Сон
8.2. Безопасность
8.2.1. Безопасность группового помещения
8.2.2. Безопасность территории для прогулок на свежем
воздухе
8.2.3.Регулярные
действия
по
обеспечению
безопасности в группе
9.1. Планирование и организация работы в группе
9.2. Мониторинг, измерения, анализ в группе
9.3. Совершенствование образовательной деятельности в
группе

УРОВЕНЬ 2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МКДО ДЛЯ ДОУ В ЦЕЛОМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ)
Область качества
1. Образовательные
ориентиры
5. Образовательные
условия

Показатели качества
1.3. Ориентиры образовательной деятельности ДОУ
1.4. Понимание ребенка. Политика, цели и системные
решения в ДОУ
5.1. Кадровые условия в ДОУ
5.1.4.
Кадровое
обеспечение.
Квалификация
педагогических работников ДОУ
5.1.5.
Организация
профессионального
развития
педагогических работников ДОУ
5.1.6. Совершенствование педагогической работы.
Предоставление обратной связи, консультационное и
учебно-методическое сопровождение

5.1.7.
Кадровое
обеспечение
реализации
административных,
учебно-вспомогательных
и
хозяйственно-обслуживающих функций в ДОУ
5.3. Материально-техническое обеспечение
5.3.3.
Предметно-пространственная
среда
ДОУ,
доступная всем
воспитанникам ДОУ (без учета выделенных групповых
пространств)
5.3.4.
Предметно-пространственная
среда
ДОУ,
доступная работникам
ДОУ
5.4. Информационное обеспечение
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение ДОУ
5.4.4.
Библиотечно-информационное
обеспечение.
Управление знаниями
в ДОУ
5.4.5. Информационные технологии в ДОУ
5.5. Финансовые условия
5.5.1. Финансирование реализации образовательных
программ ДОУ
5.5.2. Финансирование услуг по присмотру и уходу
6. Условия получения
дошкольного
образования лицами
с ограниченными
возможностями здоровья
и инвалидами
8. Здоровье, безопасность
и повседневный уход

6.4. Доступность услуг для инвалидов

8.1. Здоровье и повседневный уход
8.1.8. Организация медицинского сопровождения в ДОУ
8.1.9. Хозяйственно-бытовое обслуживание в ДОУ
8.2. Безопасность
8.2.4. Безопасность внутреннего помещения ДОУ
(внегруппового)
8.2.5. Безопасность территории ДОУ для прогулок на
свежем воздухе
8.2.6.
Регулярные
действия
по
обеспечению
безопасности в ДОУ
8.2.7. Контроль за чрезвычайными ситуациями и
несчастными случаями
9. Управление и развитие
9.4. Документирование образовательной деятельности
ДОУ
9.5. Управление организационными процессами ДОУ
9.6. Управление качеством дошкольного образования в
ДОУ
9.7. Управление персоналом ДОУ
9.8. Программа развития ДОУ
Система показателей качества ВСОКО позволяет провести анализ:
− качества документирования образовательной деятельности, деятельности по присмотру и уходу за
воспитанниками ДОУ, процессов управления и развития организации;

− качества созданных образовательных условий (кадровых условий и пр.), включая качество
организации пространства группы и его оснащения (предметно-пространственной среды во
внутреннем помещении и на свежем воздухе);
− качества образовательных процессов (образовательного, включая воспитательный с учетом
содержания ПРПВ в ДОУ; процесса по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ,
организационных процессов ДОУ и пр.);
− качества удовлетворенности потребителей услуг ДОУ;
− качества управления и развития ДОУ.
1.17. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества
образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения за предыдущий
учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
1.18. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение,
проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование
полученных результатов.
1.19. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании приказа
заведующего ДОУ в количестве 3-4 человек.
1.20. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана работы
ДОУ.
II. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования
2.1. Целями ВСОКО являются:
−
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на
качество образования в детском саду;
−
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в
дошкольном образовательном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его
уровень;
−
предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности
достоверной информации о качестве образования;
−
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию
образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии таких решений;
−
прогнозирование развития образовательной системы детского сада.
2.2. Задачами построения внутренней системы оценки качества образования являются:
− формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
− формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать
основные цели оценки качества образования;
− формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной
статистики и мониторинга качества образования;
− изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ;
− определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности
государственным требованиям;
− определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных
потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
− обеспечение доступности качественного образования;
− оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
− определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых исследований
качества образования государственным и социальным стандартам;

− выявление факторов, влияющих на качество образования;
− содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в процедурах оценки
качества образования;
− определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам,
касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;
− определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
− расширение общественного участия в управлении образованием в детском саду;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки
качества образования.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
− объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
− реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников
при оценке результатов их обучения и воспитания;
− открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
− преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки
качества образования;
− доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
− рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и
самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
− повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
− оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей
качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
− инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих
возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
− минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
− сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
− взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;
− соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в
детском саду.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4 032

III. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества
образования
3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией
полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного образовательного
учреждения, педагогический совет и членов экспертной рабочей группы.
3.2. Администрация дошкольного образовательного учреждения:
−
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и
приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением и контролирует их исполнение;
−
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование
системы оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения, участвует в этих
мероприятиях;
−
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования;
−
организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку,
хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты
оценки качества образования на уровне детского сада;

−
организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки
качества образования;
−
обеспечивает условия для подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
−
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования;
−
формирует информационно-аналитические материалы по результатам (анализ работы ДОУ за
учебный год, самообследование деятельности дошкольного образовательного учреждения);
−
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Экспертная рабочая группа:
− создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года;
− разрабатывает методики ВСОКО;
− участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
ДОУ;
− готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам
ВСОКО на уровне дошкольного учреждения;
− обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в дошкольном учреждении контрольно-оценочные
процедуры, мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества
образования.
3.4. Педагогический совет ДОУ:
− принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО
дошкольного образовательного учреждения;
− принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития ВСОКО в ДОУ;
− содействует определению стратегических направлений развития системы образования в детском
саду;
− принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации
образовательной деятельности в ДОУ;
− содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников,
развитию их творческих инициатив;
− заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей
организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным образовательным учреждением по
вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического
режима в детском саду, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы
образовательной деятельности МБДОУ.
IV. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
− Нормативно-установочный: определение ответственных лиц, подготовка приказа о сроках
проведения.
− Информационно-диагностический: сбор информации.
− Аналитический: анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными
показателями, установление причин отклонения, оценка рисков.
− Итогово-прогностический: предъявление полученных результатов на уровень педагогического
коллектива, разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ.
4.2. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования. Инструментарий ВСОКО должен удовлетворять
следующим методически обусловленным требованиям.:
4.2.1. Методы сбора, обработки и анализа информации мониторинга качества Дошкольного
образования и требования к инструментарию ВСОКО:
-tryda.com/node/40 32

− Методы сбора, обработки и анализа информации мониторинга качества Дошкольного
образования и требования к инструментарию.
ВСОКО предусматривает реализацию нижеуказанных методов сбора, обработки и анализа
информации с использованием инструментария МКДО. Основным инструментарием ВСОКО
являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования, представляющие развернутую 5уровневую систему индикаторов для каждого показателя (не менее 10 индикаторов к каждому из
показателей качества МКДО), выстроенную в соответствии с требованиями к моделям оценивания
объектов МКДО в соответствие с пунктом 7 Концепции МКДО.
Методы внутреннего мониторинга качества управления системами образования
Методы

1.

2.
3.

4.

5.

6.

Требования к инструментарию
ВСОКО

Образцы электронных форм
Сбор информации о реализации образовательной «Профиль ДОУ»
деятельности
ДОУ
путем
электронного «Анкета руководителя ДОУ»
анкетирования координатора МКДО в ДОУ и
руководителя ДОУ
2 Сбор информации о кадровых условиях «Анкета педагога ДОУ»
реализации образовательной деятельности в ДОУ
Сбор заявительной информации о качестве «Лист самооценки педагога ДОУ»
педагогической работы путем проведения
структурированного
электронного
опроса
педагогов ДОУ
Сбор, обработка и структурированный анализ «Внутренняя оценка качества
информации о качестве документирования образовательных программ ДОУ»
деятельности ДОУ (локальных нормативных «Внутренняя оценка качества
актов
документирования деятельности
ДОУ и пр.)
ДОУ»
Сбор информации методом структурированного «Шкалы МКДО 0‑7»
наблюдения за реализацией образовательной «Оценочный лист Шкал МКДО
деятельности в группе ДОУ, обработка и анализ 0‑7»
информации с использованием оценочных листов
Структурированный
анализ
собранной «Отчет о внутренней оценке
информации, сбор аналитической информации и качества
формирование аналитических отчетов
дошкольного образования и услуг
по
присмотру и уходу в ДОУ»

−
Требования к организационным и техническим решениям мониторинга качества дошкольного
образования
Метод проведения мониторинга качества дошкольного образования предусматривает реализацию
следующих организационных и технических решений:
1. Кадровое обеспечение мониторинга:
Для организации сбора информации, предусмотренной методами сбора информации, необходимо
выстроить следующую организационную структуру: рабочая группа экспертов ДОУ.
2. Сбор и обработка данных
4.3. Методы и алгоритмы обработки результатов мониторинговых процедур:
Описание алгоритма обработки информации о качестве дошкольного образования, собранной с
использованием Шкал МКДО.
1. Расчет оценки показателя качества.

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ с использованием Шкал МКДО начинается с
изучения возможности проведения оценки группы ДОУ или ДОУ в целом по показателям МКДО,
допускающим статус «Неприменимо» (НП).
Показатели, по которым зафиксирован статус «НП», исключаются из дальнейшей оценки, и
оценивающий переходит к оценке остальных показателей. Оценка остальных показателей может
проводиться в любом порядке по усмотрению оценивающего.
Для оценки каждого показателя применяется система уровневых индикаторов (п. 7 Концепции
МКДО). Для каждого индикатора предусмотрены две отметки: «Да» и «Нет»; для отдельных
индикаторов возможно применение отметки «НП» (Неприменимо).
Индикаторы качества объединены в линии качества, например: линия «Документирование»
(вынесена с 2022 года в электронную форму «Внутренняя оценка качества документирования
деятельности ДОУ», «Экспертная оценка качества документирования деятельности ДОУ»), линия
«Деятельность (процесс)», линия «Среда» и другие линии. Линия «Документирование» оценивается
путем сравнения утверждений индикаторов с положениями действующих локальных нормативноправовых актов ДОУ, актов, не имеющих нормативного характера (распоряжений и пр.), а также,
положениями других документов ДОУ, регулирующих его деятельность. Линии «Деятельность» и
«Среда» оцениваются путем профессиональных/экспертных наблюдений с использованием
Инструментария МКДО за фактически реализуемой деятельностью в ДОУ (образовательным и
другими организационными процессами) и организованной для них предметно-пространственной
средой. Каждая линия индикаторов показателя оценивается независимо от другой. Итоговая оценка
каждого показателя рассчитывается как наименьшее значение оценок по всем линиям показателя.
Например, если по линии «Документирование» ДОУ набирает 4 балла, а по линиям «Деятельность»
и «Среда» — 3 балла, то итоговая оценка по показателю равна трем баллам.
Определение оценки по линии показателя качества:
Шаг 1. Оценивающий начинает оценку 1-й линии с 1-го уровня шкалы оценки, отмечая согласие /
несогласие с утверждением соответствующего уровневого индикатора и фиксируя его
положительную (Да) или отрицательную (Нет) отметку.
Шаг 2. Если хоть один из индикаторов линии 1-го уровня не получает положительной отметки, то
линии показателя присваивается оценка «0 баллов» и фиксируется нулевой уровень качества.
Шаг 3. Если все индикаторы линии 1-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор
2-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОУ присваивается 1 балл по измеряемой линии
показателя качества МКДО.
Шаг 4. Если все индикаторы 1-го и 2-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор
3-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОУ присваивается 2 балла по измеряемой линии
показателя качества МКДО.
Шаг 5. Если все индикаторы 1-го, 2-го и 3-го уровня оценены положительно, но хотя бы один
индикатор 4-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОУ присваивается 3 балла по измеряемой
линии показателя качества МКДО.
Шаг 6. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровня оценены положительно, но хотя бы один
индикатор 5-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОУ присваивается 4 балла по измеряемой
линии показателя качества МКДО.
Шаг 7. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровня оценены положительно, то ДОУ
присваивается 5 баллов по измеряемой линии показателя качества МКДО.
Таким образом, оценка каждой линии показателя может иметь 7 возможных состояний: 1) НП; 2) 0
баллов; 3) 1 балл; 4) 2 балла; 5) 3 балла; 6) 4 балла; 7)5 баллов. Выделение линий
«Документирование», «Деятельность» и «Среда» позволяет проанализировать сильные и слабые
стороны ДОУ, отражающиеся на итоговой оценке показателя качества МКДО.
Для исследовательских целей в МКДО отслеживаются оценки всех индикаторов показателей.
Определение оценки по показателю качества определяется как наименьшая оценка по линиям
показателя, входящим в его состав.
4.4. Анализ данных мониторинга качества дошкольного образования.

Комплексный анализ результатов мониторинга дошкольного образования осуществляется на основе
данных, полученных в результате проведения мероприятий ВСОКО.
Направления анализа результатов ВСОКО:
− анализ качества образовательных ориентиров ДОУ и ее педагогами современных образовательных
задач в области дошкольного образования;
− анализ качества документирования образовательной деятельности и деятельности по присмотру и
уходу за воспитанниками ДОУ, планирования образовательной деятельности и выстраивания ее
содержания;
− анализ качества образовательного процесса в ДОУ, включая воспитательный компонент;
− анализ качества взаимоотношений и взаимодействия участников образовательных отношений, в
том числе с родителями / законными представителями воспитанников ДОУ;
− анализ качества образовательных условий ДОУ, включая качество организации пространства и его
оснащения (предметно-пространственной среды во внутреннем помещении и на внешней
территории);
− анализ качества образования детей с ОВЗ в ДОУ; − анализ качества процессов и условий по
присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ (здоровье, безопасность и повседневный уход);
− анализ качества процессов управления и развития ДОУ;
По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются
аналитические отчеты на уровне ДОУ и формируются рекомендации по развитию качества
дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ.
4.5. Описание предлагаемых мероприятий по мониторингу Качества дошкольного
образования ВСОКО в ДОУ:
1. Подготовка к проведению внутреннего мониторинга. Определение координатора ВСОКО в ДОУ,
его обучение эффективной работе по реализации ВСОКО, обучение сотрудников ДОУ проведению
оценки качества с использованием инструментария ВСОКО.
2. Проведение самооценки педагогами своей квалификации и качества педагогической работы.
3. Проведение внутренней оценки качества реализуемых основных образовательных программ
дошкольного образования в ДОУ.
4. Проведение внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу
за воспитанниками ДОУ.
5. Проведение внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу
за воспитанниками ДОУ по показателям качества МКДО Уровня 2.
6. Составление «Отчета о результатах внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг
по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ».
7. Составление ежегодного «Отчета о самообследовании ДОО» с учетом результатов самооценки
педагогов и внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за
воспитанниками ДОО.
8. Составление программы повышения качества образования в ДОО.
9. Составление программы развития ДОО с учетом результатов внутреннего мониторинга качества
дошкольного образования в ДОО.
10.
Информирование о результатах самообследования и намеченных целях развития
заинтересованных лиц, в том числе путем публикации соответствующей информации на сайте
образовательной организации.
4.6. Использование результатов мониторинговых процедур.
Результаты комплексного мониторинга качества дошкольного образования могут быть использованы
несколькими группами потребителей информации, полученной в ходе мониторинговых
мероприятий, для решения определенного спектра проблем
Группа потребителей
информации МКДО

Спектр проблем, решаемых Модели использования
с помощью
результатов
мониторинговых
МКДО
мероприятий МКДО

Профессиональные
Содействие
повышению
сообщества
педагогов качества
педагогической
дошкольного образования
работы
в
области
дошкольного образования

Использование
ВСОКО
для
собственных
мероприятий

Педагоги
дошкольного Профессиональное
образования
и
другие самосовершенствование
сотрудники ДОУ

Проведение
самооценки
своей
педагогической
деятельности
с
использованием
инструментария
ВСОКО;
изучение
результатов
ВСОКО, выявление зон
рисков и возможностей в
своей
профессиональной
деятельности,
разработка
индивидуальных
планов
профессионального развития
Изучение и применение
рекомендаций,
содержащихся
в
аналитических отчетах

Образовательные
организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность
в
сфере
дошкольного образования

Обучающиеся, их
родители (законные
представители)

Совершенствование
управления
Образовательной
деятельностью

результатов
разработки
программ

Повышение эффективности
управления качеством
дошкольного образования
.

Разработка и актуализация
программ
развития
дошкольного образования
в ДОУ с использованием
надежных данных ВСОКО
Разработка
систем
внутреннего
мониторинга
качества образования в ДОУ
и
обеспечение
их
эффективной деятельности
Совершенствование
Актуализация
и
локальных
нормативных совершенствование
актов ДОУ
ООП
ДО
и
других
образовательных программ
ДОУ.
Повышение
качества
документирования
образовательной
деятельности
Совершенствование
Разработка
заданий
на
профессиональной
повышение
квалификации
квалификации
педагогов педагогов
ДОУ
для
ДОУ
соответствующих
образовательных
организаций
Выбор образовательной
Изучение и использование
организации
для
своего результатов ВСОКО для
ребенка
принятия обоснованных

решений
о
выборе
образовательной
организации для получения
дошкольного
образования
своим ребенком с учетом
территориальных
и
социальных
факторов
Участие
в
образовании
своего ребенка
Участие
своего
ребенка

в

образовании Определение возможностей
и рисков образования в ДОУ,
информированное участие в
образовании своего ребенка
Содействие
повышению Участие
в
программах
качества
повышения
качества
образования своего ребенка
дошкольного образования
в ДОУ
V. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется
путем предоставления информации:
−
основным потребителям результатов ВСОКО;
−
средствам массовой информации через публичный доклад заведующего дошкольным
образовательным учреждением;
−
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте детского сада.
5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении
оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, регламентирующими
реализацию процедур контроля и оценки качества образования устанавливаются нормативными
документами.
VI. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования
является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования дошкольного образовательного
учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».