01.09.2023
У детей с умственной отсталостью легкой степени (с нарушением интеллекта) отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям - пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями
интеллекта оказывается несформированной присущая дошкольникам в норме
деятельности: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита
речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Наряду с отставанием в
развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом большинство
отклонений являются вторичными. Накопление этих отклонений начинается уже в
раннем возрасте и препятствуют дальнейшему развитию. Именно это является одной
из причин чрезвычайной неоднородности показателей развития у разных детей -
индивидуальные различия у дошкольников с нарушениями интеллекта выражены много
сильнее, чем у детей в норме.
Степени умственной отсталости. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени
умственной отсталости: Лёгкая (F70.70.) — дебильность, IQ - (50-69). Умеренная (F71.71.) - имбецильность, IQ - (35-49). Тяжёлая (F72.72.) —
имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность, IQ - (20-34). Глубокая (F73.73.)
- идиотия, IQ <20
Умственно отсталые дети. Соматически ребенок-олигофрен практически здоров.
Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие
всей его психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой
сферы у олигофренов проявляется не только в
отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.
Они способны к развитию, хотя оно и
осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого
происходят и количественные, и качественные изменения всей психической
деятельности ребёнка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается
относительно редко. Одной из её
разновидностей является деменция - слабоумие. Как правило, интеллектуальный
дефект при деменции необратим, так как происходит
прогрессирование заболевания, которое
иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются
случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость
сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что
усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма
неблагоприятным.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут
обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают
энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов,
отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со
взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте
часто не возникает. Дети не умеют
общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у
них резко снижена. Дети не умеют правильно
действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи
может сохраняться вплоть до поступления в
школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире,
для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений
между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно
отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для
нормально развивающегося ребёнка.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых
специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное
недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры,
рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый
интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и
не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально
развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых,
умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые
предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к
середине дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих
специальный детский сад, не имеющих дома контактов
со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями,
графическая деятельность до конца дошкольного
возраста находится на уровне
бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых
детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается
для них сколько-нибудь длительно
концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном возрасте у этих
детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо
хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не
адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью,
узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой
деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого слуха происходит у умственно
отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них
наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна
задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме)
понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У
некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5
годам.
Большие трудности возникают у умственно отсталого
ребёнка при решении задач, требующих
наглядно-образного мышления, то есть
действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые
дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в
которой пытаются действовать. Их
память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью
запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным
запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание
формируется у них значительно позднее - в конце дошкольного, в начале школьного
периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти
дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно
противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость,
недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность
диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.