01.09.2023
Росто-весовые характеристики
Средний вес у
мальчиков к четырем годам достигает 17 кг, у девочек – 16 кг. Средний рост у мальчиков
к четырем годам достигает 102 см, а у девочек
- 100,6 см.
Функциональное созревание
В данном возрасте
уровень развития скелета и мышечной системы определяет возможность формирования осанки, свода стопы, базовых двигательных стереотипов.
Продолжается формирование физиологических систем организма: дыхания, кровообращения терморегуляции, обеспечения обмена веществ.
Данный возраст
характеризуется интенсивным созреванием нейронного аппарата проекционной и ассоциативной коры больших
полушарий.
Психические функции.
В три-четыре года память ребенка
носит непроизвольный, непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью,
начинает формироваться и произвольная память.
Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается
образное мышление,
воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря,
развитие связной речи.
В три-четыре года
внимание ребѐнка носит непроизвольный, непосредственный характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и
внимания – внимание регулируется восприятием
(увидел яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте
развивается перцептивная деятельность.
Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно
выработанным средствам восприятия. К концу младшего
дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и
до семи и более цветов,
способны дифференцировать предметы
по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса
и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.
Детские виды
деятельности. Система значимых отношений ребенка с социальной средой определяется возможностями
познавательной сферы, наличием образного мышления, наличием самосознания и начальными формами
произвольного поведения (действие
по инструкции, действие по образцу). Социальная ситуация
развития характеризуется выраженным интересом
ребенка к системе социальных отношений между людьми (мама-дочка, врач-пациент),
ребенок хочет подражать взрослому,
быть «как взрослый». Противоречие между стремлением быть «как взрослый» и невозможностью
непосредственного воплощения данного стремления приводит к формированию игровой деятельности, где ребенок в доступной для него форме отображает систему человеческих взаимоотношений, осваивает и применяет
нормы и правила общения и взаимодействия человека в разных сферах жизни. Игра детей в три-четыре года отличается однообразием сюжетов, где центральным
содержанием игровой деятельности является действие с игрушкой, игра протекает либо в индивидуальной форме, либо в
паре, нарушение логики игры ребенком не опротестовывается.
В данный период начинают
формироваться продуктивные виды деятельности, формируются первичные навыки рисования,
лепки, конструирования. Графические образы пока бедны, у одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других
рисунки могут быть более детализированы. Дети начинают
активно использовать цвет.
Большое значение
для развития мелкой моторики имеет лепка. Дети способны под руководством
взрослого вылепить простые
предметы.
Конструктивная
деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Коммуникация и
социализация. В общении со взрослыми, наряду с ситуативно-деловой формой общения, начинает
интенсивно формироваться внеситуативно-познавательная форма общения, формируются основы познавательного общения.
Со сверстниками интенсивно формируется ситуативно-деловая форма общения, что определяется становлением игровой деятельности и необходимостью согласовывать действия с другим ребенком в ходе игрового
взаимодействия. Положительно-индифферентное отношение
к сверстнику, преобладающее в раннем возрасте,
сменяется конкурентным типом отношения к сверстнику, где другой ребенок выступает
в качестве средства
самопознания.
Саморегуляция. В три года у ребенка
преобладает ситуативное поведение, произвольное поведение, в основном,
регулируется взрослым. При этом, ребенок
может действовать по инструкции, состоящей
из 2-3 указаний. Слово играет в большей
степени побудительную функцию,
по сравнению с функцией торможения. Эмоции выполняют регулирующую роль, накапливается эмоциональный опыт, позволяющий предвосхищать действия ребенка.
Личность и самооценка. У ребенка начинает формироваться
периферия самосознания, дифференцированная самооценка. Ребенок, при осознании
собственных умений, опирается
на оценку взрослого, к четырем годам ребенок начинает
сравнивать свои достижения с достижениями
сверстников, что может повышать конфликтность между детьми. Данный возраст связан
с дебютом личности.