01.09.2023
Росто-весовые характеристики
Средний вес мальчиков составляет 14,9 кг, девочек
– 14,8 кг. Средняя длина тела у мальчиков до 95,7 см, у девочек – 97,3 см.
Функциональное созревание
Продолжаются рост и
функциональное развитие внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Совершенствуются формы двигательной
активности.
Развитие моторики.
Дифференциация развития моторики
у мальчиков и девочек. У мальчиков
опережающее развитие крупной моторики (к трем годам мальчики могут осваивать
езду на велосипеде); у девочек
опережающее развитие мелкой моторики (координированные действия с мелкими предметами).
Психические функции.
Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно- деловое общение ребенка со взрослым;
совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением
культурных способов действия
с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные
действия развивает
произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая
выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе
совместной со взрослыми предметной
деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от
ситуации и приобретает самостоятельное значение.
Дети продолжают осваивать
названия окружающих предметов, учатся выполнять простые
словесные просьбы взрослых
в пределах видимой
наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения
взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в
разговоре со взрослым используют
практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни
речь становится средством
общения ребенка со сверстниками.
К третьему
году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет
детям безошибочно выполнять
ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного
языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные
ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Размышляя об отсутствующих людях или предметах, дети начинают использовать их образы.
Третий год жизни знаменуется появлением символического мышления - способности по запечатленным психологическим образам-символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. Теперь они могут проделывать некоторые
операции не с реальными предметами, а с их образами,
и эти мысленные операции - свидетельство значительно более сложной, чем прежде, работы
детского мышления. Переход
от конкретно-чувственного
«мышления» к образному может осуществляться
на протяжении двух лет.
Детские виды деятельности. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия.
Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего
года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно
изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен
сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным
является изображение человека
в виде «головонога» -
окружности и отходящих от нее линий.
Коммуникация и социализация. На третьем
году жизни отмечается рост автономии и изменение
отношений со взрослым, дети становятся самостоятельнее. Начинает формироваться критичность к собственным действиям.
Саморегуляция. Для детей этого возраста
характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний
от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий
и речи.
Личность. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ребенок
осознает себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Завершается ранний возраст кризисом
трех лет, который
часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет.