ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Физкультурно-спортивная направленность «Шахматы для дошкольников» для детей 5-7 лет

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

Пояснительная записка
Новизна программы заключается в ее индивидуальном подходе к
обучению
ребенка.
Такой
подход
предполагает
знание
индивидуальности дошкольника с включением сюда природных,
физических и психических свойств личности. Программа может
составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребенка,
который оказывается субъектом, конструктором своего образования,
полноправным источником и организатором своих знаний.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так
как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание
шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
занятий, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме
информации, умение анализировать её и делать логические выводы.
Очень большую роль в формировании логического и системного
мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют
повышению уровня интеллектуального развития детей, умения
концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного
времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,
воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.Шахматы наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам
нужны как способ самовыражения творческой активности человека.
Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании
шахматиста.
Цель программы: создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирование
общей культуры посредством обучения игры в шахматы.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
Познакомить дошкольников с историей возникновения шахмат;
Обучить правилам игры.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
Формировать навыки запоминания.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что

материал программы распределён в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков. Темы создают целостную систему
подготовки шахматистов.
При отборе теоретического материала и установлении его
последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих
связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для
воспитанника.
Показателями эффективного функционирования объединения служат:
наличие единого контингента воспитанников; взаимосвязь спортивного,
нравственного коммуникативного и адаптированного направлений
образовательной
деятельности;
единый
образовательный
процесс,
построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности,
увлекательности, результативности; осуществление единства обучения,
воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации
образовательного процесса; обеспечение базовых знаний, умений и навыков,
развитие способности шахматной игры; определенные достижения обучаемых
и возможности прогнозирования их личностного роста; система оценок
достижений обучающихся.
Обучение
игре
в
шахматы
осуществляется
на
основе
общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности – создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих факторов
образовательного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Категория обучающихся
Воспитанники 5-7 лет
Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 учебных года.
Планируемые результаты
Первый год обучения:
Воспитанник:
 имеет представление о шахматной доске;
 правильно размещает доску между партнерами;
 ориентируется на шахматной доске;
 различает и называет шахматные фигуры;
 правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение перед партией;
 умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
 имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
 умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
 знает правила хода, взятие каждой фигуры;
 владеет основными шахматными терминами;
 умеет делать рокировку;
 умеет объявлять шах;
 умеет ставить мат;
 умеет решать задачи на мат в один ход.
Второй год обучения:
Воспитанник:
 определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
 владеет основными тактическими приемами;
 знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль;
 умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем и ладьей;
 проводит элементарные шахматные комбинации;
 решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
 разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех
правил игры.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Дети 5-7 лет способны к систематизации, классификации и группировке
процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных

связей. Они с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте,
жизни. Дети способны к произвольному вниманию и произвольному
запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и
проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и
словесного материала. Количество одновременно воспринимаемых объектов
1-2.
У детей 5-7лет преобладает непроизвольная память, продуктивность
непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии. Для них
наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление.
Учебный (тематический) план обучения
Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май.
Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно
присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой,
двигательной.
Группа
Старшая группа
Подготовительная
к школе группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество
в год

25 мин.

1

36

30 мин.

1

36

Содержание учебного (тематического) плана обучения
Первый год обучения (возраст 5-6 лет)
№

Название
раздела, темы

Содержание

Количество
часов

1.

«История
возникновения
шахмат»

Познакомить детей с историей
возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре.
Рассказ об истории шахмат, чтение
отрывка из дидактической сказки «В
стране шахматных чудес» .

1

2.

«Знакомство
с шахматной
доской»

Дать детям представление о шахматной
доске, как игровом поле для шахмат.
Беседа, показ. Игры: «Найди черное
(белое) поле», «Пройди по дорожке из
черного (белого) кирпича», «Собери
доски», игры-задания: «Какой буквы не
хватает», «Шахматное лото», «Почта».

1

3.

«В гостях у
горизонтали и
вертикали»

Познакомить детей с линиями
на шахматной доске, поупражнять их в
быстром, правильном нахождении
вертикалей и горизонталей, вызвать у
детей интерес к шахматам расширить
кругозор детей.
Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная
беседка». И.Г. Сухина. Игры «Шахматные
поля», «Почтальон», «Горизонталь»,
«Вертикаль».

1

4.

«Диагональ»

Учить детей видеть диагональ
на шахматной доске, не путать её с
другими линиями. Вызвать у детей
интерес к шахматам расширить кругозор
детей.
Чтение и инсценировка дидактической
сказки из книги И. Г. Сухина
Дидактическое задание 1 алфавитом.
"Диагональ". Игры: «Назови домик
шахматной фигуры», «Шахматный
алфавит», «Живой шахматный алфавит».

1

5.

«Знакомство
с шахматными
фигурами.
Пешка»

Познакомить детей с шахматными
фигурами. Сформировать у детей понятие
о пешке, способах её передвижения.
Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей.
Чтение сказки «Чудесные фигуры»
Дидактические задания и игры
"Волшебный мешочек", "Угадайка",
"Секретная фигура", "Угадай", "Что
общего?"
Чтение дидактической сказки "Детский
сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке
Дидактические Задания "Лабиринт",
"Один в поле воин". Д/и «Волшебный
мешочек». Игры-задания: «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защити свою фигуру».

2

6.

«Знакомство
с шахматными
фигурами.
Ладья»

Дать представление о новой фигуре,
способах действий и её ценности.
Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей.
Чтение дидактической сказки "Я – Ладья"
Рассказ о месте ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один
в поле воин", "Кратчайший путь",

2

Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" "Ограничение
подвижности".
7.

«Знакомство
с шахматными
фигурами.
Ферзь»

Дать представление о новой фигуре,
способах действий, её ценности и
взаимодействии с другими фигурами.
Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей.
Чтение сказки «Как в шахматном
королевстве новая фигура появилась»
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ферзь против ферзя),
"Ограничение подвижности", «Цепочка»,
«Самая короткая дорожка», «Двойной
удар».

2

8.

«Знакомство
с шахматными
фигурами. Конь»

Дать представление о новой фигуре,
способах действий, её ценности и
взаимодействии с другими фигурами.
Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей.
Чтение сказки «Про Коней, которые
хотели быть не как все» Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь". Дидактические игры
"Захват контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (конь против коня, два
коня против одного, один конь против
двух, два коня против двух),
"Ограничение подвижности", «Секретная
фигура".

2

9.

«Знакомство
Формировать представлений о шахматной
с шахматными
фигуре «слон», Месте слона в начальном
фигурами. Слон» положении. Ходом слона. Разноцветные и
одноцветные слоны. Понятием «легкая и
тяжелая фигуры».
Чтение сказки «Как у каждого Слона своя
дорожка появилась» Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин

2

10.

«Знакомство
с шахматными
фигурами.
Король»

2

Дать представление о новой фигуре,
способах действий, её ценности и
взаимодействии с другими фигурами.
Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей.

Чтение сказки «Как у Короля на голове
оказалась золотая корона». Рассказ о
волшебном квадрате, который король
использует в игре. "Двойной удар",
"Взятие". Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Ограничение
подвижности".
11.

«Превращение
пешки»

Дать представление, как можно пешку
превратить в другую фигуру. Вызвать
интерес у детей.
Дидактическое задание «Проведи пешку в
другую фигуру». Игровая практика

2

12.

«Ценность
шахматных
фигур»

Дать понимание игровой стоимости
фигур. Вызвать у детей интерес
к шахматам, расширить кругозор детей.
Дидактические задания «Кто сильнее»,
«Обе армии равны». Достижение
материального перевеса, «Выигрыш
материала» (выигрыш ферзя, ладьи,
слона).

2

13.

«Расстановка
фигур»

Формировать умение правильно
расставлять шахматные фигуры на доске.
Развивать логического мышление,
мелкую моторику, внимание, память.
Дидактические задания и игры
"Мешочек", "Да и нет", "Мяч",
«Путаница»

2

14.

«Ходы и взятия
фигур»

Продолжить знакомство с правилами
хода. Познакомить с взятием фигур.
Развивать логическое мышление, память,
внимание.
Игровая практика.

2

15.

«Рокировка,
ничья
«пат»»

Познакомить с понятием «рокировка» и
«пат». Формировать умение отрабатывать
навыки на шахматной доске. Развивать
память, внимание, логическое мышление.
Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о
позициях «мат» и «пат». Вариантах
ничьей. Примеры на пат. Дидактическое
задание "Пат или не пат".
Дидактическое задание «Короткая
рокировка белого короля» «Длинная
рокировка белого короля».

2

16.

«Шах – что это?» Сформировать понятие о шахе, как о
ситуации нежелательной для короля,

2

научить детей выводить «короля из-под
шаха». Вызвать у детей интерес
к шахматам, расширить кругозор детей.
Показ, объяснение. Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Дидактические задания "Шах или не
шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита
от шаха", «Дай открытый шах", "Дай
двойной шах". Дидактическая игра
"Первый шах"
17.

«Шах и мат»

Дать детям определение «шах» и «мат».
Научить детей ставить мат на
малоклеточной доске. Вызвать у детей
интерес к шахматам, расширить кругозор
детей.
Беседа. Игровые позиции: матует пешка,
ладья, слон, ферзь, конь.

2

18.

«Решение задач»

Формировать умение самостоятельно
мыслить и принимать решения. Развивать
пространственное воображение.
Практические упражнения, задания

2

19.

«Игра со всеми
фигурами»

Продолжить закреплять знания о
шахматных фигурах, их действиях,
расположения на доске. Умение
логически мыслить и принимать решения,
навыки планирования действия.
Практические упражнения. Игра детей
друг с другом.

2

20.

«Шахматный
турнир»

Закрепить полученные знания
о шахматах, вызвать интерес и желание
играть в шахматы. Расширить кругозор
детей, воспитывать интерес к играм
соревновательного характера.
Игра детей друг с другом. Итоговое
занятие.

2

Всего занятий:

36

Второй год обучения (возраст 6-7 лет)
№

Название
раздела, темы

Содержание

1.

«Повторение
изученного в
первый
год обучения»

Уточнение уровня освоения
программного материала за 1 год
обучения.
Дидактические игры «Лабиринт», «Один
в поле воин», «Игра на уничтожение»,

Количество
часов
2

«Ограничение подвижности», «Кто
сильнее», «Шах и мат»; выполнение
дидактических заданий
2.

«Техника
матования
одинокого
короля»

Познакомить с техникой матования
одинокого короля.
Дидактические задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.

1

3.

«Достижение
мата
без жертвы
материала»

Познакомить детей с положением в
шахматах, в котором любой ход игрока
ведёт к ухудшению его позиции.
Дидактические задания: «Объяви мат»

1

4.

«Достижение
мата
без жертвы
материала.
Дебют»

Научить детей ставить мат в два хода в
дебюте.
Дидактические задания: «Объяви мат в
два хода», «Защитись от мата» Игровая
практика

2

5.

«Достижение
мата
без жертвы
материала.
Эндшпиль»

Познакомить детей с эндшпиль положением в шахматах, в котором
любой ход игрока ведёт к ухудшению его
позиции.
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое
задание «Объяви мат в два хода». Защита
от мата. Дидактическое задание
«Защитись от мата». Игровая практика.

2

6.

«Достижение
мата
без жертвы
материала.
Миттельшпиль»

Познакомить детей с миттельшпиль – это
следующий за дебютом этап шахматный
игры, в котором происходят основные
действия.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Дидактическое задание
«Объяви мат в два хода». Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от
мата». Игровая практика.

2

7.

«Шахматная
комбинация.
Отвлечение»

Познакомить детей с тактическим
приёмом – «отвлечение» фигуры, при
котором фигура, вынужденная перейти на
другое поле, перестаёт выполнять какиелибо важные функции.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.

2

8.

«Шахматная

Познакомить детей с

2

комбинация.
Завлечение»

тактическим приёмом – «завлечение»,
при котором нужно завлечь фигуру
соперника на неудачное поле.
Дидактическое задание «Объяви мат в
два хода». Игровая практика.

9.

«Шахматная
комбинация.
Блокировка»

Познакомить детей с тактическим
приёмом – «блокировка», с помощью
которого заставляют фигуры соперника
блокировать путь отступления другой,
как правило, более ценной фигуры,
которая становится объектом атаки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода». Игровая практика

2

10.

«Шахматная
комбинация.
Разрушение»

Познакомить с комбинацией разрушения.
Игровая практика

2

11.

«Шахматная
комбинация.
Рентген»

Познакомить с «рентгеном»- эффект
долговременного воздействия
дальнобойной фигуры, от которого
фигуры соперника не в состоянии
надежно укрыть.
Игровая практика

2

12.

«Шахматная
комбинация»

Упражнять в умении сочетать темы
комбинаций и тематические приемы.
Игровая практика

2

13.

«Шахматная
комбинация»

Познакомить с комбинациями, ведущие к
достижению материального перевеса.
Продолжать обучать детей тактическим
приемам: отвлечение, завлечение.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода».

2

14.

«Шахматная
комбинация.
Связка»

Развивать умение комбинировать ходы
для достижения материального перевеса.
Формирование навыков игры в шахматы
путем изучения одного из видов
тактического приема «связка» (полная,
неполная, сложная).
Дидактическое задание «Проведи
комбинацию». Игровая практика.

2

15.

«Шахматная
комбинация»

Познакомить детей с сочетанием
тактических приемов при игре в
шахматы: освобождение пространства,
перекрытие и учить применять эти
приемы при игре.
Дидактическое задание «Проведи

2

комбинацию». Игровая практика.
16.

«Шахматная
комбинация»

Знакомство с правилом
превращения пешки; закрепление
навыков игры.
Дидактическое задание «Проведи пешку в
другую фигуру». Игровая практика

2

17.

«Шахматная
комбинация»

Научить детей использовать сочетание
тактических приемов при игре в
шахматы.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.

2

18.

«Шахматная
комбинация.
Вечный
шах»

Познакомить с комбинацией для
достижения ничьей – комбинация на
вечный шах.
Дидактическое задание «Сделай вечный
шах». Игровая практика

2

19.

«Шахматный
турнир»

Продемонстрировать полученные знания
у воспитанников.
Активизировать мыслительную и
познавательную деятельность
воспитывать интерес к игре в шахматы.
Итоговое занятие.

2

Всего занятий:

36

Формы контроля и оценочные материалы
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно.
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание неправильно.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6
лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные
фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур,
шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2.
Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3.
Инструкция:

Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для
кукол.
Задание № 4.
Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 3:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7
лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с
шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске
объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения,
умение ставить шах, мат.
Задание № 1.
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в
древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3.
Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю
объявлен «шах».
Задание № 4.
Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии
королю объявлен «мат».
Задание № 5.
Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы
перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю? Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на
ладью?
Инструкция 4:

Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать
тупик коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем,
ферзем, пешкой).
Задание № 7.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.
Показатели освоения программы первого года обучения:
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их
вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных
фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о
приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать
свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок
самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы,
направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее
подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок
самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки,
некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает
и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их
отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может
вести игру.
Показатели освоения программы второго года обучения:
Высокий уровень: ребенок умеет самостоятельно определять ценность
шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основными
тактическими приемами; знает, что означают следующие термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль; умеет матовать одинокого короля двумя ладьями,
ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные
шахматные комбинации; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех
правил игры.

Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно
определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; путает
термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; решает простейшие шахматные
задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с
соблюдением всех правил игры, но в игре допускает ошибки.
Низкий уровень: ребенок не умеет самостоятельно определять ценность
шахматных фигур, сравнительную силу фигур; не владеет основными
тактическими
приемами;
не
знает,
что
означают
следующие
термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; не умеет матовать одинокого
короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводит элементарные шахматные комбинации; затрудняется в решении
простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет разыгрывать шахматную
партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают
организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме диспутов, бесед.
Практические занятия разнообразны по своей форме – сеансы игры с
руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия,
турниры.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в
развитии, частями.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером основной путь совершенствования. Учить на практических партиях
воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
 процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
 понимание того, что нужно сейчас ребенку (конкретно) в плане
продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный
темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному.
Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими
навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно
 рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - всегда разнообразны.
Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или
разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
 точные - теоретические;

 типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
 фрагменты из партий - различное игровое содержание;
 этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
 оперативной памяти;
 оперативного мышления;
 функции внимания;
 восприятия;
 оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
 групповые занятия;
 индивидуальные занятия;
 игровая деятельность;
 конкурсы решения;
 турнирная практика;
 разбор партий
Средства реализации программы:
 учебно-тематические планы;
 методические указания и методическое обеспечение программы;
 сборники задач;
 шахматная литература.
Материально-технические условия реализации Программы
Для занятий оборудовано помещение со столами-партами и стульями,
магнитная демонстрационная шахматная доска с комплектом шахматных
фигур, шахматные часы, дидактический и раздаточный материал, картотека
дидактических игр и заданий, наглядные пособия.
Список литературы
1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и
тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для
начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и
тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
4. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».