ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Социально-гуманитарная направленность «Учимся, играя!» для детей 6-7 лет

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования необходимых психических функций и социально значимых
качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей
учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных
возможностей.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не
только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида
деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной
действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы
приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке- через игровую и
экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер.
Потребность ребёнка в принятии статуса ученика, его активность в процессе
познания окружающей действительности, способов взаимодействия как со
взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных
задач на этапе подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов,
навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для
дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину
окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности.
Поэтому важно объяснить ребёнку на доступном языке (через систему игровой
и экспериментальной деятельности) способы приобретения знаний и умений,
и их смысл.
Основной целью
Программы является формирование у дошкольников устойчивой
систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в
процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной
деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и
прикладной деятельности и их сочетание. Повышение эффективность
педагогической работы по подготовке детей к школьному обучению.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
Обучающие:
-Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог;
составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
-Сформировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции;
-Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;

-Сформировать умения принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно;
-Сформировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
-Сформировать мотивацию к обучению, ориентированную на удовлетворении
познавательных интересов;
-Развивать умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат
своих действий на основе математических понятий;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух: развитие способности дифференцировать
звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить
изолированно;
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности;
- Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
математических задач;
Воспитательные:
- Воспитывать умения работать самостоятельно при выполнении заданий;
- Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
- Развивать интерес и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Основные принципы реализации программы
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Категория обучающихся
-

Воспитанники 6-7 лет

Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Планируемые результаты
К концу учебного года ребёнок должен:
Речевое развитие. Обучение грамоте:

отчётливо и ясно произносить слова:

находить слова с определённым звуком;

составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,

составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

ориентироваться на странице тетради;

писать основные элементы букв;
Формирование элементарных математических представлений:

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

соотносить цифру с числом предметов;

пользоваться арифметическими знаками действий;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;

составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников)
фигуры большего размера;
•
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
• решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и
вычитание,
• решать логические задачи;
•
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Окружающий мир:

распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
•
называть основные признаки времён года;

соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию
ученика;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающегося;

самостоятельно применять изобразительные умения и навыки,
передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
Учебный (тематический) план обучения
Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май.
Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно
присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой,
двигательной.

Возраст
детей
6-7 лет

Продолжительность
занятий
30 мин.

Периодичность в Количество в год
неделю
2

72

Занятия включают следующие блоки:
- развитие моторики, подготовка руки к письму;
- формирование элементарных математических представлений;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести
на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек,
расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят
метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на
друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако в этом возрасте часто
приходится констатировать снижение его развития в сравнении со старшей
группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями, которым
подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы у
детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Содержание учебного (тематического) плана обучения
Перспективное планирование по развитию моторики,
подготовки руки к письму

сентябрь

месяц тема
Техника безопасности при
работе с инструментами.
Пропись в гости к нам
пришла

Штриховка «Овощи.
Фрукты
Дикие и домашние
животные. Штриховка,
графический диктант.

Штриховка, графический
диктант.

октябрь

Прописывание узоров

Прописывание элементов
букв. Штриховка

ноябрь

Учимся писать цифры
(цифра 1 и 3)
Прописывание элементов
букв. Штриховка.

Задачи занятия
Учить правильно держать карандаш и альбом,
посадка при письме.
Познакомить детей с прописью, ее целью;
познакомить с клеткой; формировать умение
держать карандаш. Развивать мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к
прописям
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева
на право не отрывая карандаш от бумаги
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева
на право не отрывая карандаш от бумаги. Учить, не
отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Формировать пространственную ориентацию на
листе бумаги, умение правильно держать
карандаш, проводить вертикальные линии сверху
вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. Учить,
не отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Формировать у детей умение вести линии
закругляя их, не открывая карандаша от тетради;
умение дорисовывать не достающие детали.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать желание научиться писать.
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева
на право не отрывая карандаш от бумаги.
Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифры.
Формировать умение вести волнообразные линии,
не отрывая карандаша от листа бумаги и не
выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Развивать внимание, память, наблюдательность.

Пальчиковая гимнастика.
Игра «Пощупай и угадай».
«Волны»

Учимся писать цифры
(цифра 4)
Графический диктант

декабрь

Учимся писать цифры
(цифра 2)
Прописывание узоров

Прописи «Елочка»

Прописывание элементов
букв. Штриховка «Ягоды».

январь

Учимся писать цифры
(цифра 5)
Прописывание элементов
букв. Штриховка
«Транспорт».
Геометрические узоры

февраль

Прописывание узоров.

Штриховка «Игрушки»

Развивать мелкую моторику, умение определять
предметы на ощупь
Формировать умение вести волнообразные линии,
не отрывая карандаша от листа бумаги и не
выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Развивать внимание, память, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к прописям
Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифру.
Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по
словесной инструкции, начиная от поставленной
точки.
Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифру
Формировать у детей умение вести линии
закругляя их, не открывая карандаша от тетради;
умение дорисовывать не достающие детали.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать желание научиться писать
Формировать умение вести горизонтальные и
соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость
Формировать у детей умение вести линии
закругляя их, не открывая карандаша от тетради;
умение дорисовывать не достающие детали.
Развивать внимание, наблюдательность
Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифру
Формировать у детей умение вести линии
закругляя их, не открывая карандаша от тетради;
умение дорисовывать не достающие детали.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать желание научиться писать
Формировать умение вести горизонтальные и
вертикальные линии; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.
Формировать у детей умение вести линии
закругляя их, не открывая карандаша от тетради;
умение дорисовывать не достающие детали.
Развивать внимание, наблюдательность
Учить детей рисовать вертикальные штрихи,
увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно
заштриховывая круг. Продолжать развивать
мышцы пальцев и кистей рук

Учимся писать цифры
(цифра 6)
«Лабиринт»

«Дорисуй узор». Штриховка
«Птицы».

март

Прописывание элементов
букв. Штриховка
Графический диктант.

«Колечки»
Учимся писать цифры
(цифра 7)

апрель

Штриховка, графический
диктант.

«Змейка»

Геометрические узоры

май

Учимся писать цифры
(цифра 8, 9)
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Определи на ощупь».
Штриховка, графический
диктант.

Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифру
Продолжить формировать умение вести прямые
линии по клеточкам в разных направлениях.
Развивать внимание, память, мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать усидчивость
Формировать у детей умение вести линии
закругляя их, не открывая карандаша от тетради;
умение дорисовывать не достающие детали.
Развивать внимание, наблюдательность
Формировать умение вести горизонтальные и
соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева
на право не отрывая карандаш от бумаги
Формирование умения размещать внутри клеточки
круг. Развивать внимание, мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать наблюдательность.
Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифру
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева
на право не отрывая карандаш от бумаги. Учить, не
отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Продолжить формировать умение правильно
держать карандаш; ориентировать по клеточкам,
вести последовательно горизонтальные и
вертикальные линии, закреплять знания о
геометрических фигурах
Формировать умение вести горизонтальные и
вертикальные линии; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.
Формировать умения ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические упражнения по
образцу; учить писать цифру
Развивать мелкую моторику, умение определять
предметы на ощупь
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева
на право не отрывая карандаш от бумаги. Учить, не
отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.

«Рыбьи чешуйки»

Продолжать закреплять умение входить в
клеточку, обводить её дугообразной линией.
Развивать внимание, память, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к прописям.

Перспективное планирование по формированию элементарных
математических представлений
Значение развития у ребёнка математических способностей и основ
логического, аналитического мышления трудно переоценить. При этом
необходимо учитывать также и то, что математика – сложная наука, которая
уже при поступлении в школу требует наличия определённых специальных
знаний, иначе неизбежны трудности в усвоении и, как следствие, отставание в
процессе школьного обучения.
Задачи:
Умение считать до 20, как в возрастающем, так и в убывающем
порядках.
Знакомство с математическим знаком «-» (минус), «+» (плюс).
Узнавать цифры подряд и вразбивку. Осознание и сравнение понятий
«количество», «целое» и «доли целого», «мало» и «много», «больше» и
«меньше», «выше» и «ниже», «шире» и «уже», знакомство с основами
самостоятельного измерения длины, ширины и высоты при помощи
верёвочки, палочек и т.п., умение разделять целое (предмет, горстку песка,
стакан воды и т.п.) на 2 – 4 равные части.
Способность самостоятельно и осознанно производить простые
геометрические построения (графическое изображение точки, прямой, кривой
и ломанной линий, треугольника, четырёхугольника, круга, овала)
№
1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема
Кол-во занятий
Выявление подготовленности к обучению математике. Счет
1
предметов на основе наглядности до 20 прямой и обратный.
Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.
Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 20
5
и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами:
треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал, трапеция.
Пространственные и временные отношения «налево»,
3
«направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около»,
«раньше», «позже».
Повторяем числа и цифры. От 1 до 10.
2
Число одиннадцать, запись числа 11.
1
Число двенадцать, запись числа 12.
1
Число тринадцать, запись числа 13
1
Число четырнадцать, запись числа 14.
1
Число пятнадцать, запись числа 15.
1
Число шестнадцать, запись числа 16.
1
Число семнадцать, запись числа 17.
1
Число восемнадцать, запись числа 18.
1
Число девятнадцать, запись числа 19.
1

Число двадцать, запись числа 20.
Знакомство с математическим знаком «-» (минус).
Знакомство с математическим знаком «+» (плюс).
Знакомство с математическим знаком «=» (равно). Решение
примеров.
14. Повторение изученного.
16. Закрепление изученного. Логические задачки.
Всего занятий:
14.
15.
16.
17.

1
1
1
2
2
5
33

Перспективное планирование
по ознакомлению с окружающим миром
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,
травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать
представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения
(черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи
между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять
представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.)
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных
птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более
полные представления о диких животных и особенностях их приспособления
к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих,
земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых.
Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими
семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми
формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж
отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек
(капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка,
жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения
(летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских
жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и
систематизировать представления о временах года. Формировать
представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Наблюдать такие явления природы, как иней, град,
туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и
продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все
взаимосвязано. Учить устанавливать причинно следственные связи между
природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, о
растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом
зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно
сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой
природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии,
детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний
месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков
стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется.
Рассказать, что 22 декабря - самый короткий день в году.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в
природе. Познакомить с термометром. Знакомить детей с народными
приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много
паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе.
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений:
растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к
ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают
густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый
долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание
помогать взрослым.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Обогащать представления о видах транспорта. Формировать представления о
предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы,
станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на
улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы,
совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и
комфортной. Расширять представления детей об истории создания предметов.
Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и
объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку
природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного
роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию
предметного окружения как творения человеческой мысли.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о
свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы
добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли

взрослого человека. Побуждать применять разнообразные способы
обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и
т. д.).
Месяц
сентябрь

октябрь

Тема
Предметыпомощники.

Целевые ориентиры
Формировать представления о предметах,
облегчающих жизнь чел-ка на произ-ве; объяснять
детям, что эти предметы могут улучшать качество,
скорость выполнения действий.
Дружная семья.
Обобщать и систематизировать представления детей
о семье(люди,кот. живут вместе, любят друг друга,
заботится друг о друге). Расширять представления
родовых корнях.
Дары осени
Расширять представления детей о многообразии
растений, их плодов. Учить узнавать растения по
плодам и правильно называть их. Расширять
представления о разнообразном использовании
человеком различных плодов. Познакомить с
пользой плодов для здоровья человека.
Закреплять знания о способах сбора, хранения и
приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов.
Формировать эстетическое отношение к миру
природы.
Почва и
Расширять представления детей о различных видах
подземные
почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть
обитатели
воздух. Систематизировать знания о приспособлении
животных к жизни в почве. Учить детей
самостоятельно делать элементарные выводы об
охране окружающей среды.
Удивительные
Учить детей сравнивать предметы, придуманные
предметы.
людьми, с объектами природы и находить между
ними общее( то, что не дала чел-ку природа, он
придумал сам)
Как хорошо у нас в Расширять и обобщать представления детей об
детском саду.
значимости детского сада, о его сотрудниках о
правах и обязанностях детей, посещающих детский
сад. Воспитывать доброжелательное отношение к
сверстникам, к окружающим.
Всемирный день
Расширять представления детей о многообразии
животных
животных разных континентов Земли. Формировать
интерес к окружающей природе. Показать
взаимосвязь растительного и животного мира. Учить
детей самостоятельно делать элементарные выводы
и умозаключения о жизнедеятельности животных и
охране окружающей среды.
Кроет лист золотой Расширять представления детей об осенних
влажную землю в
изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.
лесу…
Учить замечать приметы осени. Воспитывать
бережное отношение к окружающей природе.
Формировать желание отражать в творческих
работах образ осени в разные временные периоды.
Развивать творческое воображение.

ноябрь

Путешествие в
прошлое книги.

Школа

Птицы нашего
края

Наблюдение за
животным
объектом (на
примере морской
свинки)
декабрь

На выставке
кожаных изделий.
Путешествие в
типографию.

Растения и
животные зимой

Животные
водоемов, морей,
океанов.
январь

Две вазы.

Познакомить детей с историей создания и
изготовления книги: показать, как книга
преобразовывалась под влиянием творчества чел-ка;
вызывать интерес к творчеству деят-ти чел-ка:
воспитывать бережное отн-е к книгам
Познакомить детей с профессией учителя, со
школой. Показать общественную значимость труда
школьного учителя. Познакомить с деловыми и личыми качествами учителя. Воспитывать чувство
признательности, уважение к труду учителя, интерес
к школе.
Расширять представления детей о многообразии
животного мира. Учить узнавать и правильно
называть птиц, живущих в местности, где живут
дети. Совершенствовать умение выделять
характерные особенности разных птиц. Формировать
интерес к миру животных, желание наблюдать за
птицами и помогать им в зимний период. Учить
составлять паспорт для птиц.
Расширять представления детей о декоративных
животных. Учить детей наблюдать за морской
свинкой, не мешая ей. Подводить к умению
самостоятельно делать элементарные
умозаключения о повадках животного. Формировать
желание помогать взрослым ухаживать за животным.
Дать детям понятие о коже как о мат-ле, из которого
чел-к делает разнообразные вещи; познакомить с
видами кожи, показать связь качества кожи, показать
связь качества кожи с назначение вещи..
Познакомить детей с трудом работников
типографии. Показать значимость каждого
компонента труда в получении рез-та. Познакомить с
процессом создания, оформления книги.
Воспитывать любовь к книгам.
Обогащать представления детей о сезонных
изменениях в природе. Продолжать знакомить с
особенностями приспособленности животных к
среде обитания в зимний период. Учить
устанавливать связи между растениями и
животными в зимний период. Подводить к
пониманию того, как человек может помочь
животным пережить холодную зиму.
Расширять представления детей о многообразии
животных. Живущих в водоемах, морях и океанах.
Развивать интерес к миру природы, к животным.
Формировать представления о взаимосвязях
животных со средой обитания.
Закреплять умение детей узнавать предметы из
стекла и керамики, отличать их друг от друга,
устанавливать причинно- следственные связи между
назначением.

Библиотека.
День заповедников

Растения зимой

февраль

Природа зимой

В мире
материалов(
викторина).
Наша армия.
Защитники
Родины.

Огород на окне.

март

Знатоки.

Мое ОтечествоРоссия.
Полюбуйся: весна
наступает…

Дать детям представление о библиотеке, о правилах,
кот. приняты для читателей, посещ. Библиотеку.
Воспитывать бережное отн-е к книгам.
Расширять представления детей о разнообразии
природного мира. Дать понятия о редких т
исчезающих растениях и животных, занесенных в
Красную книгу. Формировать представления о
заповедных местах, в том числе заповедниках
родного края. Подводить к умению самостоятельно
делать элементарные выводы об охране окружающей
среды.
Учить детей видеть изменения природы в зимний
период. Поощрять наблюдательность. Расширять
словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней,
изморозь, наст).
Учить детей видеть изменения природы в зимний
период. Поощрять наблюдательность. Расширять
словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней,
изморозь, наст).
Закреплять знания детей о разых матах. Воспитывать
бережное отн-е к вещам, умение выслушать
товарища.
Углублять знания о Российской армии. Дать
элементарные представления о родах войск.
Рассказать о подвигах защитников отечества во
время Великой Отечественной войны. Формировать
умение рассказывать о службе в армии наших отцов,
дедушек, братьев: воспитывать стремление быть
похожими на них.
Формировать представления детей о разнообразии
культурных растений и способах их посадки.
Знакомить со способами вегетативного размножения
растений. Учить высаживать рассаду редиса. В
процессе практической деятельности учить делать
элементарные выводы о взаимосвязи растений и
способах ухода за ними.
Закреплять представления о богатстве рукотворного
; расширять знания о предметах, удовлетворяющих
эстетические и интеллектуальные потребности челка ; раз-ть интерес к познанию окружающего мира.
Формировать у детей интерес к получению новых
знаний о России; воспитывать чувство
принадлежности к опредой культуре, уважение к
культурам др. народов.
Расширять представления детей о весенних
изменениях в природе, учить замечать их. Дать
понятия о том, что температуру воздуха определяют
с помощью термометра. Систематизировать знания о
жизни животных в весенний период. Формировать
умение определять погоду с помощью народных
примет.

Всемирный день
водных ресурсов

апрель

май

Расширять представления детей о знании воды в
природе. Формировать представление о переходе
твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе
опытнической деятельности учить самостоятельно
получать элементарные знания о природе. Развивать
интерес к миру природы.
Путешествие в
Познакомить детей с историей счетных устройств. С
прошлое счетных
процессом их преобразования чел-ом. Раз-ть
устройств.
ретроспективный взгляд на предметы рукотворного
мира.
Космос.
Расширять представление детей о космосе;
подводить к пониманию того, что освоение космосаключ к решению многих проблем на Земле;
рассказать детям о Ю.Гагарине и др. героях космоса.
Здравствуйте,
Расширять представления детей о многообразии
цветики-цветочки. цветущих растений., о их значении в природе.
Показать весенние изменения в природе.
Формировать желание помогать взрослым ухаживать
за комнатными и садовыми растениями. Учить
видеть красоту цветущих растений и отражать ее в
продуктивных видах деятельности.
22 апреля
Расширять представления о том, Что Земля- наш
Международный
общий дом. Уточнять знания о природнодень Земли.
климатических зонах нашей страны – пустынях.
Лесах, степях, горах. Подвести к пониманию того,
что жизнь человека во многом зависит от
окружающей среды – чистых воздуха, почвы и воды.
Закреплять умения устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями.
Путешествие в мир Познакомить детей с историей светофора, с
светофора.
процессом преобразования этого уст-ва чел-ом. Разть ретроспективный взгляд на предметы
рукотворного мира.
К дедушке на
Познакомить детей с новой профессией – фермер.
ферму
Дать представление о трудовых действиях и
результатах труда фермера. Подвести к пониманию
целостного облика человека- труженика в
фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко
всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство
признательности и уважения к работникам сельского
хозяйства.
Животный и
растительный мир
(диагностическое
знания)
Мир неживой
природы
(диагностическое
занятие)

Определить уровень знаний детей о характерных
особенностях животных и растений.
Определять уровень знаний детей о характерных
особенностях неживой природы.

Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к
обучению грамоте (6-7 лет)
Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.
Задачи:
• Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
• Развитие грамматического строя речи.
• Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
• Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры
речи.
• Развитие мелкой моторики рук.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках
общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие
и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его
фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой
моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.
Тема занятий
№
1
Речь состоит из предложений
2
Слова делятся на слоги.
3
Гласные и согласные звуки.
4
Гласный звук [а], буквы Аа.
5
Гласный звук [о], буквы Оо.
6
Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу.
7
Гласный звук [ы], буква Ы.
8
Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с буквой Н.
9
Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т
10 Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с буквой К.
11 Согласные звуки [с], [с’], букв, Сс. Чтение слогов и слов с буквой С.
12 Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение слогов и слов
с буквами Л и Р.
13 Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В.
14 Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е.
15 Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение слогов и слов
с буквами П и М.
16 Согласные звуки [з], [з’], буквы Эз. Чтение слогов и слов с буквой 3.
17 Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение слогов и слов
с буквами Б и Д.
18 Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я.
19 Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г.
20 Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой Ч.
21 Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с
изученными буквами.

22
23
24
25
26
27
28
29

Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение слов с
буквами Ж, Ш.
Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий
Согласные звуки [х], [х’]. буквы Хх. Чтение слов с буквой Х.
Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой ц.
Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю
Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с буквой Щ.
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф.
Закрепление (алфавит, чтение стихотворений)
Формы контроля и оценочные материалы

Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики
развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностносоциального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 –
7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических
игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей
с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика
личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью
методики изучения личностно-социального поведения с использованием
метода наблюдения.
-диагностика готовности к чтению и письму детей 6 - 7 лет с использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;
-диагностика
уровня
развития
математических
способностей
с
использованием диагностических игровых заданий, бесед;
-диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника
помощью
методики
изучения
личностно-социального
поведения
(модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой) с
использованием метода наблюдения;
-диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «ФЭМП»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции с ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины.

Организационно-педагогические условия реализации Программы
Формы и методы работы
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует эффективному системному овладению детьми представлениями,
умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. На
занятиях
используются
наглядно-иллюстративные
материалы:
художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в
различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
Формы и методы, используемые на занятиях:
1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2. Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца,
показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в
процессе учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, что
осуществляется специальным подбором и структурированием заданий,
формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе,
используются практический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с
другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям
усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения,
выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом,
пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и
методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей

на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала
начальной школы.
Материально-технические условия реализации Программы
Для занятий оборудовано помещение со столами-партами и стульями.
Список дидактических материалов:
1 Демонстрационный материал «Игралочка. Математика для детей 4-5 и 5-6
лет».– М.: Издательство «Ювента», 2012
2
Дидактическое пособие «Символы стран». – Екатеринбург.:
Издательство «Страна Фантазий», 2013
3
Игра «Я учу буквы». – Киров.: ОАО «РАДУГА», 2001

Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. – М.: ООО
«Издательство «Эксмо», 2014
4 Серия «Тематический словарь в картинках»:

Грибы, ягоды

Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы

Цветы, деревья

Фрукты, овощи

Город, улица, дом. Квартира, мебель.

Профессии

Современные профессии

Посуда. Продукты питания

Домашние и дикие животные средней полосы

Дикие звери и птицы жарких и холодных стран

Домашние и дикие птицы средней полосы

Одежды. Обувь. Головные уборы

Транспорт

Перелетные и зимующие птицы России

Я и мои чувства, настроение, эмоции
7
Наглядные материалы для составления предложений и устных
рассказов.

Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». – М.:
Баласс, 2009
8 Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. Игры-упражнения на
обобщение и систематизацию знаний. Мир животных. - М.: Издательство
«Школьная пресса», 2008
8
Подготовка к обучению грамоте в детском саду: дидактические
материалы для занятий с детьми 4-7 лет/ Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф,
2010
9
Блоки Дьениша
10
Палочки Кюизенера
11 «Числа и цифры от 0 до 10»: наглядно-дидактическое пособие/ Иляшенко
Л.А. – М.: Издательство «ЮВЕНТА», 2007
12 Колесникова Е.В. Демонстрационный материал «Звуки и буквы». – М.:
Издательство «ЮВЕНТА», 2011
13 Многозначные слова. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство

«Мозаика-Синтез», 2004
14
Серия «Беседы по картинкам» Осень. Зима. Весна. Лето. Комплект
наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.:
Из-во «Ранок», 2007
15
Дидактические карточки «Обучение дошкольников грамоте» - М.:
Издательство «Школьная пресса», 2008
16
Танграм
17
Карточки со словами (из 3,4,5 букв, длинные слова)
18
Карточки на каждого от 0 до 9
19
Таблица от 0 до 100
20
Мольберт
Список литературы
1. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова,
А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
2. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
5. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Старшая группа. - М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
7. Жукова Н. С. «Букварь» Екатеринбург, 2002 г.
8. Каше Г. А. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и
обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей
шестилетнего возраста». М. «Просвещение», 2004 г.
9. Коноваленко В.В. «Конспекты фронтальных занятий в подготовительной
группе» М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019г.
10.Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
11.Нищева Н. В. «Мой букварь». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург,
2005г.
12.Новоторцева Н. В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и
дома». Ярославль, ТОО «Гринго», 2006г. «Тематический словарь в картинках»
(3 блока, 21 тема).
13.Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». М., «Владос», 2009г.
14. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и
др.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
15.Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова,
Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с
16.Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем
воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и
задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».

17.Соломенникова.О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая
группа.-М.-МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2014.-112с.
18.Ткаченко Т. А.«Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
19.Тумакова Г. А., Максакова А. И. Учите играя. М.,2003
20.Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры,
упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
21. Фалькович Т.А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению
письма. М., 2007г.
Интернет – ресурсы:
1. Азаматова, О.В. Программа дополнительного образования по
психологической подготовке детей «Скоро в школу» для детей 5-7 лет,
2. Мощанова, Т.Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».