ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Социально-гуманитарная направленность «Учимся, играя!» для детей 5-6 лет

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования необходимых психических функций и социально значимых
качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей
учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных
возможностей.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не
только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида
деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной
действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы
приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке- через игровую и
экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер.
Потребность ребёнка в принятии статуса ученика, его активность в процессе
познания окружающей действительности, способов взаимодействия как со
взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных
задач на этапе подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов,
навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для
дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину
окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности.
Поэтому важно объяснить ребёнку на доступном языке (через систему игровой
и экспериментальной деятельности) способы приобретения знаний и умений,
и их смысл.
Основной целью Программы является формирование у дошкольников
устойчивой
систематической
потребности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной
познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды
интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание. Повышение
эффективность педагогической работы по подготовке детей к школьному
обучению.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
Обучающие:
-Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог;
составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
-Сформировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции;
-Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;

-Сформировать умения принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно;
-Сформировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
-Сформировать мотивацию к обучению, ориентированную на удовлетворении
познавательных интересов;
-Развивать умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат
своих действий на основе математических понятий;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух: развитие способности дифференцировать
звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить
изолированно;
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности;
- Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
математических задач;
Воспитательные:
- Воспитывать умения работать самостоятельно при выполнении заданий;
- Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
- Развивать интерес и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Основные принципы реализации программы
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Категория обучающихся
-

Воспитанники 5 - 6 лет

Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Планируемые результаты
К концу учебного года ребёнок должен:
Речевое развитие. Обучение грамоте:

отчётливо и ясно произносить слова:

находить слова с определённым звуком;

составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,

составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

ориентироваться на странице тетради;

писать основные элементы букв;
Формирование элементарных математических представлений:

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

соотносить цифру с числом предметов;

пользоваться арифметическими знаками действий;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;

составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников)
фигуры большего размера;
•
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
• решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и
вычитание,
• решать логические задачи;
•
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Окружающий мир:

распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
•
называть основные признаки времён года;

соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию
ученика;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающегося;

самостоятельно применять изобразительные умения и навыки,
передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
Учебный (тематический) план обучения
Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май.
Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно

присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой,
двигательной.
Возраст
детей
5-6 лет

Продолжительность
занятий
25 мин.

Периодичность в Количество в год
неделю
2

72

Занятия включают следующие блоки:
- развитие моторики, подготовка руки к письму;
- формирование элементарных математических представлений;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли
становятся для них более привлекательными, чем другие.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию
— до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе
пространственного
положения
объектов,
если
сталкиваются
с
несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет
для дошкольник известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных
признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся
правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен

года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате
различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того,
продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам,
которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции
логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут
учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Продолжают
развиваться
устойчивость,
распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Содержание учебного (тематического) плана обучения
Перспективное планирование по развитию моторики,
подготовки руки к письму
Цель:
Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта
развития навыков ручной умелости.
Задачи:
1.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2.
Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.

3.
4.
5.

Формировать у детей навыки графического письма.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Продолжать учить правильно держать карандаш.

ноябрь

октябрь

сентябрь

месяц тема
Задачи занятия
Техника безопасности при Учить правильно держать карандаш и альбом,
работе с инструментами.
посадка при письме.
Пропись в гости к нам Познакомить детей с прописью, ее целью;
пришла
познакомить с клеткой; формировать умение
держать карандаш. Развивать мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к
прописям
Штриховка «Овощи. Фрукты Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева на
право не отрывая карандаш от бумаги
Дикие и домашние животные. Учить
детей
понимать
словесные установки
Штриховка,
графический педагога, выполнять движение по показу, рисовать
диктант.
прямые горизонтальные линии по середине, слева на
право не отрывая карандаш от бумаги. Учить, не
отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Штриховка,
графический Формировать пространственную ориентацию на
диктант.
листе бумаги, умение правильно держать карандаш,
проводить вертикальные линии сверху вниз, не
отрывая карандаш от листа бумаги. Учить, не
отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Прописывание узоров
Формировать у детей умение вести линии закругляя
их, не открывая карандаша от тетради; умение
дорисовывать не достающие детали. Развивать
внимание, наблюдательность. Воспитывать желание
научиться писать.
Прописывание
элементов Учить детей понимать словесные установки
букв. Штриховка
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева на
право не отрывая карандаш от бумаги.
Знакомство с рабочей
Продолжить знакомство с тетрадным листом в
строкой
клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение
правого верхнего угла, середины клеточки и
т.д.)., учить ориентироваться на рабочей строке.
Развивать умение правильно держать карандаш.
Воспитывать желание узнавать новое
Прописывание элементов
Формировать умение вести волнообразные линии,
букв. Штриховка.
не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя
за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать
внимание, память, наблюдательность.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать мелкую моторику, умение определять
Игра «Пощупай и угадай».
предметы на ощупь
«Волны»
Формировать умение вести волнообразные линии,
не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя

«Волшебные палочки»

Графический диктант

декабрь

Пальчиковая
гимнастика.
«Дорисуй узор».

Прописывание узоров

Прописи «Елочка»

январь

Прописывание
элементов
букв. Штриховка «Ягоды».
Пальчиковая
гимнастика.
Игра «Определи на ощупь».
Прописывание
элементов
букв.
Штриховка
«Транспорт».
Геометрические узоры

февраль

Прописывание узоров.

Штриховка «Игрушки»

Пальчиковая
гимнастика.
Игра «Определи на ощупь».

за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать
внимание, память, наблюдательность. Воспитывать
бережное отношение к прописям
Формировать умение писать наклонные линии
соединяя уголки двух разных клетках,
расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать желание
узнавать новое.
Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по
словесной инструкции, начиная от поставленной
точки.
Развивать мелкую моторику. Формировать у детей
умение вести линии закругляя их, не открывая
карандаша от тетради; умение дорисовывать не
достающие детали. Развивать внимание,
наблюдательность
Формировать у детей умение вести линии закругляя
их, не открывая карандаша от тетради; умение
дорисовывать не достающие детали. Развивать
внимание, наблюдательность. Воспитывать желание
научиться писать
Формировать умение вести горизонтальные и
соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость
Формировать у детей умение вести линии закругляя
их, не открывая карандаша от тетради; умение
дорисовывать не достающие детали. Развивать
внимание, наблюдательность
Развивать мелкую моторику, умение определять
предметы на ощупь
Формировать у детей умение вести линии закругляя
их, не открывая карандаша от тетради; умение
дорисовывать не достающие детали. Развивать
внимание, наблюдательность. Воспитывать желание
научиться писать
Формировать умение вести горизонтальные и
вертикальные линии; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.
Формировать у детей умение вести линии закругляя
их, не открывая карандаша от тетради; умение
дорисовывать не достающие детали. Развивать
внимание, наблюдательность
Учить детей рисовать вертикальные штрихи,
увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно
заштриховывая круг. Продолжать развивать мышцы
пальцев и кистей рук
Развивать мелкую моторику, умение определять
предметы на ощупь

«Лабиринт»

«Дорисуй узор». Штриховка
«Птицы».

март

Прописывание
букв. Штриховка

элементов

Графический диктант.

«Колечки»
Прописывание узоров. Игра
«Определи на ощупь»

графический

апрель

Штриховка,
диктант.

«Змейка»

Геометрические узоры

май

«Дорисуй узор». Штриховка

Пальчиковая
гимнастика.
Игра «Определи на ощупь».
Штриховка,
графический
диктант.

Продолжить формировать умение вести прямые
линии по клеточкам в разных направлениях.
Развивать внимание, память, мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать усидчивость
Формировать у детей умение вести линии закругляя
их, не открывая карандаша от тетради; умение
дорисовывать не достающие детали. Развивать
внимание, наблюдательность
Формировать умение вести горизонтальные и
соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева на
право не отрывая карандаш от бумаги
Формирование умения размещать внутри клеточки
круг. Развивать внимание, мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать наблюдательность.
Развивать мелкую моторику, умение определять
предметы на ощупь Формировать умение вести
горизонтальные и соединять уголки клеток по
диагонали; соблюдать последовательность.
Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать усидчивость
Учить детей понимать словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева на
право не отрывая карандаш от бумаги. Учить, не
отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Продолжить формировать умение правильно
держать карандаш; ориентировать по клеточкам,
вести последовательно горизонтальные и
вертикальные линии, закреплять знания о
геометрических фигурах
Формировать умение вести горизонтальные и
вертикальные линии; соблюдать
последовательность. Развивать внимание, мелкую
моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.
Продолжить формировать умение правильно
держать карандаш; ориентировать по клеточкам,
вести последовательно горизонтальные и
вертикальные линии, закреплять знания о
геометрических фигурах
Развивать мелкую моторику, умение определять
предметы на ощупь
Учить
детей
понимать
словесные установки
педагога, выполнять движение по показу, рисовать
прямые горизонтальные линии по середине, слева на
право не отрывая карандаш от бумаги. Учить, не

отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку,
обводить её дугообразной линией. Развивать
внимание, память, наблюдательность. Воспитывать
бережное отношение к прописям.

«Рыбьи чешуйки»

Перспективное планирование по формированию элементарных
математических представлений
(5-6 лет)
Значение развития у ребёнка математических способностей и основ
логического, аналитического мышления трудно переоценить. При этом
необходимо учитывать также и то, что математика – сложная наука, которая
уже при поступлении в школу требует наличия определённых специальных
знаний, иначе неизбежны трудности в усвоении и, как следствие, отставание в
процессе школьного обучения. А если к вышесказанному прибавить, что
далеко не каждый ребёнок обладает врождёнными математическими
способностями, то становится ясным, насколько важно обучение
дошкольников математике.
Умение считать до десяти, как в возрастающем, так и в убывающем
порядках.
Узнавать цифры подряд и вразбивку, разграничивать количественные
(один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные.
Осознание и сравнение понятий «количество», «целое» и «доли целого»,
«мало» и «много», «больше» и «меньше», «выше» и «ниже», «шире» и «уже»,
знакомство с основами самостоятельного измерения длины, ширины и высоты
при помощи верёвочки, палочек и т.п., умение разделять целое (предмет,
горстку песка, стакан воды и т.п.) на 2 – 4 равные части.
Способность самостоятельно и осознанно производить простые
геометрические построения (графическое изображение точки, прямой, кривой
и ломанной линий, треугольника, четырёхугольника, круга, овала)
Тема

Задачи

1.Ознакомительное занятие

Воспитатель проводит дидактические игры с
целью уточнения знаний детей в области
математики.

2. Счет в пределах 5.

закреплять навыки счета в ппределах 5,
умение образовывать число 5 на основе
сравнения двух групп предметов.
Совершенствовать умение различать и
называть плоские и объемные
геометрические фигуры.
Упражнять в счете и
отсчитывании предметов в пределах 5 с
помощью различных анализаторов (на
ощупь, на слух).

сентябрь

месяц

3. «Сравнение двух

предметов по длине и
ширине».

Закреплять умение сравнивать два предмета
по двум параметрам величины (длина и
ширина), результат сравнения обозначать
соответствующими выражениями
(например, «Красная ленточка длиннее и
шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка
короче и уже красной ленточки»).
Совершенствовать умение двигаться в
заданном направлении и определять его
словами: вперед, назад, направо, налево.
4. «Сравнение 5 предметов

по длине».

Совершенствовать навыки счета в пределах 5,
учить понимать независимость результата счета
от качественных признаков предметов (цвета,
формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по
длине, учить раскладывать их в убывающем
и возрастающем порядке, обозначать
результаты сравнения словами: самый длинный,
короче, еще короче.. самый короткий ( и
наоборот).

Уточнить понимание слов вчера,
сегодня, завтра.

октябрь

1. «Геометрические фигуры».

2. «Счет в пределах 6».

3. «Образование числа 7».

4. « Сравнение до 6

ноябрь

предметов по высоте».
1. «Счет в пределах 8».

Учить составлять множество из разных
элементов, выделять его части, объединять
их в целое множество и устанавливать
зависимость между целым множеством и
его частями.
Закреплять представления о знакомых
плоских геометрических фигурах (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник) и
умение раскладывать их на группы по
качественным признакам (цвет, форма,
величина).
Совершенствовать умение определять
пространственное направление
относительно себя: вперед, назад, слева,
справа, сверху, внизу.
Учить считать в пределах 6. Продолжать
учить сравнивать до 6 предметов по длине.
Закреплять представления об объемных
геометрических фигурах.
Учить считать в пределах 7, образование
числа 7. Сравнение до 6 предметов по
ширине. Учить ориентироваться на
местности относительно себя.
Учить считать в пределах 6и познакомить с
порядковым значением числа 6. Учить
сравнивать до 6 предметов по высоте.
Учить считать в пределах 8. Упражнять в
счете отсчете предметов в пределах 7 по
образцу. Совершенствовать умение
двигаться в заданном направлении.

2.«Счет в пределах 9».

3.«Сравнение предметов по
величине».

4.«Части суток».

1.«Сравнение 8 предметов по
высоте».

декабрь

2.«Четырехугольник».

3.«Дни недели».

4.«Больше, меньше».

январь

1.«Сравнение рядом стоящих
чисел».

2.«Сравнение по ширине».

Учить считать в пределах 9. Закреплять
представление о геометрических фигурах (
Круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник). Продолжать определять
свое местоположение среди окружающих
людей и предметов.
Познакомить с порядковым значением
чисел 8 и 9. Упражнять в сравнении
предметов по величине ( до 7 предметов).
Упражнять в умении находить отличия в
изображении предметов.
Познакомить с образованием числа 10.
Закреплять представления о частях суток.
Совершенствовать представления о
треугольнике , его свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета по образцу
и на слух в пределах 10. Закреплять умение
сравнивать 8 предметов по высоте.
Упражнять в умении видеть в окружающих
предметах формы знакомых геометрических
фигур.
Счет в пределах 10. Дать представления о
четырехугольнике на основе квадрата и
прямоугольника. Закреплять умение
определять пространственное
направление относительно другого лица
Закреплять представления о треугольниках
и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах
10. Познакомить с названиями дней недели.
Учить сравнивать рядом стоящие числа в
пределах 10. Продолжать учить определять
направление движения, используя знаки –
указатели направления движения.
Закреплять умение последовательно
называть дни недели.
Продолжать учить сравнивать рядом
стоящие числа в пределах 10. Развивать
глазомер, умение находить
предметы одинаковой длины , равные
образцу. Развивать умение видеть и
устанавливать ряд закономерностей.
Продолжать учить
понимать отношение между рядом
стоящими числами 9 и 10. Продолжать
развивать глазомер и умение находить
предметы одинаковой ширины. Закреплять
пространственные представления.
Упражнять в последовательном назывании
дней недели.

март

февраль

3.«Ориентация на листе
бумаги».

Учить составлять группы предметов по
заданному числу. Развивать глазомер и
умение находить предметы одинаковой
высоты. Учить ориентироваться на листе
бумаги.
4.«Геометрические фигуры». Познакомить с количественным составом
числа 3 из единиц. Совершенствовать
умение видеть в окружающих
предметах форму
знакомых геометрических фигур.
Продолжать учить ориентироваться на
листе бумаги.
1.«Ориентация на листе
Познакомить с количественным составом
бумаге».
чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить
ориентироваться на листе бумаги.
Закреплять умение последовательно
называть дни недели.
2.«Треугольник и
Познакомить с количественным составом
четырехугольник».
числа 5. Совершенствовать представление о
треугольниках и четырехугольниках.
Развивать умение обозначать в
реи положение предметов по отношению к
другому и свое местоположение.
3.«Целое и часть».
Закреплять представление о составе числа 5
из единиц. Формировать представление о
том что предмет можно разделить на
две равные части. Совершенствовать
умение сравнивать 9 предметов по
ширине.
4.«Сравнение с помощью
Совершенствовать навыки счета в пределах
условной меры».
10. Учить делить предмет на две равные
части. Учить сравнивать два предмета по
длине с помощью условной меры.
1.«Ориентация в
Закрепить представление о порядковом
окружающем пространстве
значении чисел первого десятка и
относительно себя».
составе числа из единиц в пределах .
совершенствовать умение ориентироваться
в окружающем пространстве относительно
себя. Совершенствовать
умение сравнивать до 10 предметов по
длине.
2.«Деление круга».
Продолжать учить делить круг на 2 равные
части. Продолжать учить сравнивать два
предмета по ширине с помощью условной
меры. Закреплять умение последовательно
называть дни недели.
3.«Деление квадрата».
Учить делить квадрат на 2 равные части.
Совершенствовать навыки счета в пределах
10. Развивать представление о том, что
результат счета не зависит от
его направления.

4.«Деление круга на 4
части».

1.«Деление квадрата на 4
части».

апрель

2.«Ориентация на бумаге».

4. «Сравнение величины
предметов по
представлению».

5. «Дни недели».

Май

1. «Количество и счет».

2. «Ориентировка в
пространстве».
3. «Ориентировка во
времени».
4. «Форма».

Продолжать знакомить с делением круга на
4 равные части. Развивать представление о
независимости числа от цвета и
пространственного расположения
предметов. Совершенствовать
представления о треугольниках
четырехугольниках.
Продолжать знакомить с делением
квадрата на 4 равные части.
Продолжать сравнивать предметы по
высоте с помощью условной меры, равной
одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать навыки счета в пределах
10. Развивать умение ориентироваться на
листе бумаги. Продолжать формировать
умение видеть в окружающих
предметах форму знакомых
геометрических фигур.
Продолжать учить понимать отношения
между рядом стоящими числами в пределах
10. Совершенствовать умение
сравнивать величину предметов по
представлению. Закреплять умение делить
круг и квадрат на 2 и 4 равные части.
Совершенствовать умение составлять
число 5 из единиц. Упражнять в
умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно
называть дни недели.
Совершенствование умения считать в
пределах10.
Закрепление навыков порядкового счета.
Формирование понимания отношений
между рядом стоящими числами в пределах
10.
Упражнения в умении двигаться в
заданном направлении.
Совершенствование умения
ориентироваться на листе бумаги.
Цели: Расширение представлений о частях
суток и уточнение понятия «сутки».
Цели: Формирование умения видеть в
окружающих предметах форму знакомых
геометрических фигур.

Перспективное планирование
по ознакомлению с окружающим миром (5-6 лет)
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать,
развивать любознательность. Закреплять представления о растениях

-

-

-

-

ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости
от человека.
Расширять представления детей о диких животных листьях
Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица,
черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их
некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и
животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей
жизни использует воду, песок, глину, камни.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения
художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он
должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в
процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными
явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать
взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и
растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение
продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки,
ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют,
некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы
(холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности
людей в городе, на селе.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в
природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы
быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать
гнездование птиц (ворон и др.).
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного
света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много
ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать
представления о съедобных и несъедобных грибах.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять
назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах,
облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.),
создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых
изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов:
структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость –
прочность, блеск, звонкость. Побуждать сравнивать предметы,
классифицировать их.
Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда
пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют
прошлое, настоящее и будущее.

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Темы
Предметы,
облегчающие труд
человека в быту.

Программное содержание
Формировать представления детей о предметах,
облегчающих труд человека в быту; обратить
внимание на то, что они служат человеку и он должен
бережно к ним относиться; закреплять представления о
том, что предметы имеют разное назначение.
Во саду ли, в огороде
Расширять представления детей о многообразии мира
растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать
их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды.
Формировать общие представления о пользе овощей и
фруктов, о разнообразии блюд из них.
Моя семья
Продолжать формировать у детей интерес к семье,
членам семьи. Побуждать называть имена, отчества
членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том,
какие они, что любят делать дома, чем заняты на
работе. Воспитывать чуткое отношение к самым
близким людям – членам семьи.
Экологическая тропа
Расширять представления об объектах экологической
осенью
тропы и о сезонных изменениях в природе.
Формировать эстетическое отношение к окружающей
действительности. Систематизировать знания о пользе
растений для человека и животных.
Мои друзья
Расширять знания о сверстниках, закреплять правила
доброжелательного отношения к ним: поделись
игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если
кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним,
поиграй, всегда помогай, друзей выручай.
Берегите животных
Расширять представления о многообразии животного
мира. Закреплять знания о животных родного края.
Воспитывать осознанное бережное отношение к миру
природы.О.А. Соломенникова
Что предмет расскажет Побуждать детей выделять особенности предметов:
о себе
размер, форму, цвет, материал, части, функции,
назначение. Продолжать совершенствовать умение
описывать предметы по их признакам.

Прогулка
по лесу

Детский сад

Ноябрь

Осенины

Коллекционер бумаги

Пернатые друзья.

Наряды куклы Тани

Декабрь

Покормим птиц

Игры во дворе

Расширять представления детей о разнообразии
растительного мира. Дать знания о видовом
разнообразии лесов: лиственный, хвойный,
смешанный. Формировать представления о том, что
для человека экологически чистая окружающая среда
является фактором здоровья. Учить детей называть
отличительные особенности деревьев и кустарников.
Формировать бережное отношение к природе.
Систематизировать знания о пользе леса в жизни
человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Показать общественную значимость детского сада.
Формировать понятия о том, что сотрудников детского
сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд.
Формировать представления о чередовании времен
года. Закреплять знания о сезонных изменениях в
природе. Расширять представления об овощах и
фруктах. Знакомить с традиционным народным
календарем.
Расширять представления детей о разных видах бумаги
и ее качествах; совершенствовать умение определять
предметы по признакам материала.
Формировать представления о зимующих и
перелетных птицах. Учить отгадывать загадки.
Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
Дать представление о значении птиц для окружающей
природы. Развивать внимание, творческую активность,
желание заботиться о птицах.
Познакомить детей с разными видами тканей, обратить
внимание на отдельные свойства тканей
(впитываемость); побуждать устанавливать причинноследственные связи между использованием тканей и
временем года.
Расширять представления о зимующих птицах родного
края. Учить узнавать по внешнему виду и называть
птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не
мешая им. Развивать познавательный интерес к миру
природы. Закреплять знания о повадках птиц.
Формировать желание заботиться о птицах в зимний
период (развешивать кормушки, подкармливать птиц),
развивать эмоциональную отзывчивость.
Знакомить детей с элементарными основами
безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные
опасные ситуации, которые могут возникнуть при
играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте
города; знакомить с необходимыми мерами
предосторожности, с номером телефона «03» (научить
вызывать «Скорую медицинскую помощь»).

Как животные
помогают человеку

В мире металла

Январь

Профессии ДОО
Зимние явления в
природе

Экологическая
тропа в здании
детского сада
Песня колокольчика

Февраль

Цветы для мамы

Российская Армия

Март

Экскурсия в зоопарк

Путешествие в
прошлое лампочки

Расширять представления детей о животных разных
стран и континентов. Способствовать формированию
представлений о том, как животные могут помогать
человеку.
Знакомить детей с качествами металла. Учить
находить металлические предметы в ближайшем
окружении
Познакомить детей с деловыми и личностными
качествами кастелянши, с общественной значимости ее
труда. Развивать доброжелательное отношение к ней.
Расширять представления о зимних изменениях в
природе. Закреплять знания о зимних месяцах.
Активизировать словарный запас (снегопад, метель,
изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в
процессе опытнической деятельности. Развивать
познавательную активность, творчество.
Расширять представления об объектах экологической
тропы в здании детского сада. Учить узнавать и
называть знакомые растения и животных.Расширять
представления о способах ухода за растениями и
животными.
Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их
свойствах. Познакомить с историей колоколов и
колокольчиков на Руси и в других странах.
Расширять знания о многообразии комнатных
растений. Развивать познавательный интерес к природе
на примере знакомства с комнатными растениями.
Дать элементарные представления о размножении
растений вегетативным способом. Учить высаживать
рассаду комнатных растений .Сформировать
заботливое и внимательное отношение к близким
людям, позитивное отношение к труду, желание
трудиться.
Продолжать расширять представления детей о
Российской армии. Рассказывать о трудной, но
почетной обязанности защищать Родину, охранять ее
спокойствие и безопасность.
Расширять представления о многообразии животного
мира, о том, что человек-часть природы.Формировать
представления, что животные делятся на классы:
насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие)
Познакомить детей с историей электрической
лампочки, вызвать интерес к прошлому этого
предмета.

Мир комнатных
растений

Расширять представления о многообразии комнатных
растений. Учить узнавать и правильно называть
комнатные растения. Рассказать о профессиях,
связанных с уходом за комнатными растениями.
Закреплять знания об основных потребностях
комнатных растений с учетом их особенностей.
Совершенствовать навыки ухода за растениями.
Формировать желание помогать взрослым по уходу за
комнатными растениями. Воспитывать бережное
отношение к растениям. Формировать эстетическое
отношение к природе
В гостях у художника Формировать представления об общественной
значимости труда художника, его необходимости;
показать, что продукты его труда отражают чувства,
личностные качества, интересы.
Водные ресурсы Земли Расширять представления детей о разнообразии
водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о
том, как человек может пользоваться водой в своей
жизни; о том, как нужно экономично относиться к
водным ресурсам. Расширять представления о
свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах
,родного края; о пользе воды в жизни человека,
животных и растений.
Путешествие в
.Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к
прошлое пылесоса
пониманию того, что человек придумывает и создает
разные приспособления для облегчения труда.

Апрель

Леса и луга нашей
родины

Россия- огромная
страна

Весенняя страда

Май

Путешествие в
прошлое
телефона
Природный материалпесок, глина, камни

Закреплять знания о многообразии растительного мира
России. Формировать представления о растениях и
животных леса и луга. Расширять представления о
взаимосвязи растительного и животного мира.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать представления о том, что наша огромная,
многонациональная страна называется Российская
Федерация (Россия), в ней много городов и сел.
Познакомить с Москвой — главным городом, столицей
нашей Родины, ее достопримечательностями.
Закреплять знания о весенних изменениях в природе.
Расширять представления об особенностях
сельскохозяйственных работ в весенний период.
Воспитывать уважительное отношение к людям,
занимающимся сельским хозяйством. Развивать
любознательность и инициативу.
Познакомить детей с историей изобретения и
совершенствования телефона. Учить составлять
алгоритмы. Развивать логическое мышление,
сообразительность.
Закреплять представления детей о свойствах песка,
глины и камня. Развивать интерес к природным
материалам. Показать, как человек может использовать
песок, глину и камни для своих нужд. Формировать

умение исследовать свойства природных материалов.
Развивать познавательный интерес.
ПрофессияПознакомить детей с творческой профессией актера
артист
театра. Дать представление о том, что актерами
становятся талантливые люди, которые могут сыграть
любую роль в театре, кино, на эстраде. Воспитывать
чувства признательности, уважения к труду людей
творческих профессий.
Солнце, воздух и вода- Расширять представления о сезонных изменениях в
наши верные друзья
природе. Воспитывать интерес к природе. Показать
влияние природных факторов на здоровье человека.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту,
любоваться красотой окружающей природы.

Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к
обучению грамоте (5-6 лет)
Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.
Задачи:
• Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
• Развитие грамматического строя речи.
• Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
• Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры
речи.
• Развитие мелкой моторики рук.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках
общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие
и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его
фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой
моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.
№
Тема
сентябрь
1
Рассказывание из
личного опыта «Наши
игрушки»;

2

Рассказывание по
картинке «Кошка с
котятами»

3

Пересказ сказки «Лиса
и кувшин»;

Программное содержание
Учить детей описывать внешний вид игрушек,
рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки
есть дома.
Грамматика и словарь:
Закреплять умение образовывать близкие по смыслу
однокоренные
слова,
использовать
в
речи
сложноподчинённые предложения
Учить детей описывать картины
Грамматика и словарь:
Закреплять умение образовывать близкие по смыслу
однокоренные
слова,
использовать
в
речи
сложноподчинённые предложения
Учить детей описывать картины, слушать сказки и
пересказывать услышенный материал
Грамматика и словарь:

4

Рассказывание по
картине «Лошадь с
жеребенком»
Игры Деда Буквоеда;

октябрь
1
Звук и буква А

2

Звук и буква О

3

Звук и буква У

4

Звук и буква Ы

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу
однокоренные слова, использовать в речи
сложноподчинённые предложения

Развивать умение игрового и делового общения со
взрослыми и сверстниками, желание участвовать в
совместной коллективной деятельности. Актуализация
знаний о гласных, согласных (твердых и мягких)
звуках; развитие зрительного и слухового внимания,
звукобуквенного синтеза и анализа, способности
концентрировать внимание.
Познакомить с гласным звуком А и его условным
обозначением – красный квадрат. Учить определять
место звука А в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове,
используя условное обозначение – красный квадрат.
Учить внимательно слушать текст стихотворения,
выделяя в нем слова, в которых есть звук А.
2Познакомить с буквой А как с письменным
о3бозначением звука А. Учить писать печатную букву
А,4 используя образец. Учить писать на схеме букву А
в месте где слышится звук А
Познакомить с гласным звуком О и его условным
обозначением – красный квадрат. Учить определять
место звука О в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове,
используя условное обозначение – красный квадрат.
Учить внимательно слушать текст стихотворения,
выделяя в нем слова, в которых есть звук О.
Познакомить с буквой О как с письменным
обозначением звука О. Учить писать печатную букву
О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в
месте где слышится звук О
Познакомить с гласным звуком У и его условным
обозначением – красный квадрат. Учить определять
место звука У в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове,
используя условное обозначение – красный квадрат.
Учить внимательно слушать текст стихотворения,
выделяя в нем слова, в которых есть звук У.
Познакомить с буквой У как с письменным
обозначением звука У. Учить писать печатную букву
У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в
месте где слышится звук У
Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным
обозначением – красный квадрат. Учить определять
место звука Ы в словах. Учить определять место звука
Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике)
обозначать место звука в слове, используя условное
обозначение – красный квадрат. Учить внимательно
слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в
которых есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с

письменным обозначением звука Ы. Учить писать
печатную букву Ы , используя образец. Учить писать
на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы.
ноябрь
1
Звук и буква Э

3

Гласные звуки и буквы:
А, У, О, Ы, Э
Звук и буква Л

4

Звук и буква М

2

декабрь
1
Звук и буква Н:

2

Звук и буква Р

3

Закрепление
пройденного материала

4

Буква Я

январь
1
Буква Ю.. Чтение
слогов, слов,
предложений

Познакомить с гласными звуками Э и их условным
обозначением – красный квадрат. Учить определять
место звука Ы в словах. Учить определять место звука
Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике)
обозначать место звука в слове, используя условное
обозначение – красный квадрат. Учить внимательно
слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в
которых есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с
письменным обозначением звука Э. Учить писать
печатную букву Э , используя образец. Учить писать
на схеме букву Э в месте где слышится звук Э.
закрепление пройденного материала
место звука в слове, чтение слогов, ударение,
называние слов с начальных слогов, чтение слогов,
печатание буквы.
графическое изображение твердого согласного звука
(синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние
согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание
буквы
графическое изображение твердого согласного звука
(синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние
согласной и гласной букв, чтение слогов,
печатание буквы
место звука в слове, чтение слогов, выделение первого
слога в слове, печатание буквы.
Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы,
фонетический разбор слов и их соотношение со
схемой, чтение слогов и слов.
буква в начале слова, соотношение первого звука в
слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь,
Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый
квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я,
произношение согласных звуков, фонетический разбор
слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.
Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным
обозначением- красный квадрат. Учить писать букву
ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУРЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и
их условным обозначением – зеленый квадрат.
Продолжать учить соотносить звук и букву.
Продолжать учить дифференцировать гласные и
согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.
Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными
гласными, обозначением ударения

2

Буква Е. Чтение слогов,
слов. Составление
предложений

3

Буква Ё

4

Звук и буква И:

Познакомить с гласной буквой Е и ее условным
обозначением - красный квадрат. Учить писать букву
Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и
их условным обозначением – зеленый квадрат.
Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить
читать слоги и слова. Учить соотносить схему с
написанным словом. Учить составлять предложение из
3 слов по картине и записывать его условными
знаками.
место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА),
сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение
согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов
(МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический
разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).
Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов,
печатание буквы

февраль
1
Закрепление: твердые и Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки слова
мягкие согласные звуки и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА
МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).
2
Буквы Г, К
чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор
слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов
с названием предметов (на звуков), составление
предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ
КНИГУ).
3
Звуки Д и Дь, Т и Ть
графическое изображение мягких и твердых согласных
в слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т.
Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т, чтение
предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).
4
Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ.
Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими
Буквы В, Ф. Чтение
согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ,Ф- ФЬ .
слогов, предложений
Закрепить умение использовать условные обозначения
согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные,
зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с
буквами В и Ф как письменными знаками согласных
звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по
точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с
В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать
навык чтения. Учить писать слова, проводить
фонетический разбор слов.
март
1
Звуки З-ЗЬ, С-СЬ.
Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими
Буквы З, С. Чтение
согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ.
слогов, предложений
Закрепить умение использовать условные обозначения
согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные,
зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с
буквами З и С как письменными знаками согласных
звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по
точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с

2

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ.
Буквы Б, П. Чтение
слогов, предложений

3

Буква Х. Звуки Х-ХЬ.
Чтение слогов, слов,
предложений

4

Буквы и звуки Ж-Ш.
чтение слогов и слов

З+ 10 гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать
навык чтения.
Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими
согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ.
Закрепить умение использовать условные обозначения
согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные,
зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с
буквами Б и П как письменными знаками согласных
звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по
точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с
Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать
навык чтения.
Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ.
Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с
буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык
чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к
картине (предложение)
Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими.
Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш
– синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые.
Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать
печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов.
Продолжать учить соотносить слово с его графическим
изображением.

апрель
1
Буквы и звуки Ч-Щ.
чтение слогов, слов,
предложений

2

3

4

май
1

Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими
согласными, мягкими согласными. Закреплять умение
определять место звука в слове. Познакомить с
условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый
квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ.
Учить писать печатные буквы Ч-Щ. Учить читать
слоги, небольшие тексты. Закреплять умение
проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.
Звук и буква Ц. Чтение Познакомить с согласным звуком Ц. Учить
слогов, стихотворных
интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить
текстов
с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.
Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать
навык чтения.
Буква и звук Й. Чтение Познакомить с мягким согласным звуком Й и его
слогов, стихотворных
условным обозначением – зеленый квадрат.
текстов
Познакомить с печатной буквой Й как письменным
знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й.
Закреплять умение записывать слово знаками и
буквами. Совершенствовать навык чтения.
Буква Ь. Чтение слогов Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией.
и стихотворных текстов Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать
навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить
соотносить слово с его графическим изображением
Буква Ъ. Чтение слогов, Познакомить с буквой Ъ и его разделительной
стихотворных текстов
функцией. Учить писать печатную букву Ъ.

2

Повторение

3

Закрепление

4

Закрепление

Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова.
Продолжать учить соотносить слово с его графическим
изображением.
слог деление слов на слоги. Слова: составление из
букв, чтение и письмо. Предложение: составить по
картинке и дописать пропущенное слово.
Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове
пропущенные буквы. Составить предложение по
картинке и написать слова.
алфавит, чтение стихотворений

Формы контроля и оценочные материалы
Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики
развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностносоциального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 –
7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических
игровых заданий; диагностика уровня развития математических
способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед;
диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с
помощью методики изучения личностно-социального поведения с
использованием метода наблюдения.
-диагностика готовности к чтению и письму детей 6 - 7 лет с использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;
-диагностика
уровня
развития
математических
способностей
с
использованием диагностических игровых заданий, бесед;
-диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника
помощью
методики
изучения
личностно-социального
поведения
(модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой) с
использованием метода наблюдения;
-диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «ФЭМП»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции с ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины.
Организационно-педагогические условия реализации Программы

Формы и методы работы
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует эффективному системному овладению детьми представлениями,
умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. На
занятиях
используются
наглядно-иллюстративные
материалы:
художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в
различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
Формы и методы, используемые на занятиях:
1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2. Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в
процессе учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, что
осуществляется специальным подбором и структурированием заданий,
формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе,
используются практический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с
другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям
усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения,
выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом,
пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и
методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей
на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала
начальной школы.

2
3

7
8
9

Материально-технические условия реализации Программы
Для занятий оборудовано помещение со столами-партами и стульями.
Список дидактических материалов:
1 Демонстрационный материал «Игралочка. Математика для детей 4-5 и 5-6
лет».– М.: Издательство «Ювента», 2012
Дидактическое пособие «Символы стран». – Екатеринбург.: Издательство
«Страна Фантазий», 2013
Игра «Я учу буквы». – Киров.: ОАО «РАДУГА», 2001

Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. – М.: ООО
«Издательство «Эксмо», 2014
4 Серия «Тематический словарь в картинках»:

Грибы, ягоды

Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы

Цветы, деревья

Фрукты, овощи

Город, улица, дом. Квартира, мебель.

Профессии

Современные профессии

Посуда. Продукты питания

Домашние и дикие животные средней полосы

Дикие звери и птицы жарких и холодных стран

Домашние и дикие птицы средней полосы

Одежды. Обувь. Головные уборы

Транспорт

Перелетные и зимующие птицы России

Я и мои чувства, настроение, эмоции

Наглядные материалы для составления предложений и устных
рассказов.

Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». – М.:
Баласс, 2009

Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. Игрыупражнения на обобщение и систематизацию знаний. Мир животных. - М.:
Издательство
«Школьная пресса», 2008
Подготовка к обучению грамоте в детском саду: дидактические материалы для
занятий с детьми 4-7 лет/ Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2010
Блоки Дьениша
Палочки Кюизенера
11 «Числа и цифры от 0 до 10»: наглядно-дидактическое пособие/ Иляшенко
Л.А. – М.: Издательство «ЮВЕНТА», 2007
12 Колесникова Е.В. Демонстрационный материал «Звуки и буквы». – М.:
Издательство «ЮВЕНТА», 2011
13 Многозначные слова. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство
«Мозаика-Синтез», 2004

14 Серия «Беседы по картинкам» Осень. Зима. Весна. Лето. Комплект наглядных
пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Из-во
«Ранок», 2007
15 Дидактические карточки «Обучение дошкольников грамоте» - М.:
Издательство «Школьная пресса», 2008
16 Танграм
17 Карточки со словами (из 3,4,5 букв, длинные слова)
18 Карточки на каждого от 0 до 9
19 Таблица от 0 до 100
20 Мольберт
Список литературы
1. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова,
А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
2. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
5. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Старшая группа. - М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
7. Жукова Н. С. «Букварь» Екатеринбург, 2002 г.
8. Каше Г. А. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и
обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей
шестилетнего возраста». М. «Просвещение», 2004 г.
9. Коноваленко В.В. «Конспекты фронтальных занятий в подготовительной
группе» М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019г.
10.Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
11.Нищева Н. В. «Мой букварь». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург,
2005г.
12.Новоторцева Н. В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и
дома». Ярославль, ТОО «Гринго», 2006г. «Тематический словарь в картинках»
(3 блока, 21 тема).
13.Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». М., «Владос», 2009г.
14. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и
др.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
15.Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова,
Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с
16.Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем
воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и
задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».

17.Соломенникова.О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая
группа.-М.-МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2014.-112с.
18.Ткаченко Т. А.«Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
19.Тумакова Г. А., Максакова А. И. Учите играя. М.,2003
20.Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры,
упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
21. Фалькович Т.А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению
письма. М., 2007г.
Интернет – ресурсы:
1. Азаматова, О.В. Программа дополнительного образования по
психологической подготовке детей «Скоро в школу» для детей 5-7 лет,
2. Мощанова, Т.Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».