Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебный (тематический) план обучения 3. Содержание учебного (тематического) плана обучения 4. Формы контроля и оценочные материалы 5. Организационно-педагогические условия реализации Программы 6. Материально-технические условия реализации Программы 7. Список литературы 2 Пояснительная записка "Истоки способностей и дарования детей - находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". В.А. Сухомлинский Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости. Программа относится к программам художественной направленности, так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ программы. Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами по дошкольному воспитанию: Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. №273-ФЗ; Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.4.3648-20 к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; Устав МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510. Цель – развитие творческих способностей в процессе обучения основам изобразительной деятельности. Задачи Программы: Обучающие: ознакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе творчества; содействовать овладению элементарными навыками и умениями 3 изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием; ознакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; обучить работе с новыми техниками (граттаж, смешанные техник и и др.); ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства; изучить основы построения фигур животных и человека. Развивающие: развивать художественный вкус; развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать внимание, воображение, фантазию; развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; развивать чувственность в передаче образов природы, животных и человека. Воспитательные: воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание; воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе; воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку; воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками. Основные принципы реализации Программы: 1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 4.Сотрудничество ДОУ с семьей. 5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 8. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения: наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений. 4 - доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному. систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения. - индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка. - увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе. - сознательность – понимание выполняемых действий, активность. Категория обучающихся Воспитанники 2-3 лет Сроки реализации Программа рассчитана на 1 учебный год. Учебный (тематический) план обучения Тематическое планирование образовательной деятельности способствует эффективному системному овладению детьми представлениями, умениями и навыками. Программный материал подобран с учетом нарастания сложности информации и заданий. Основная форма организации образовательной деятельности — игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий. Год обучения Возраст детей Продолжительность занятий 1 Дети 2-3 лет 10 мин Периодичность в Количество в неделю год 1 Программой предусмотрены: - Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Тематические выставки в ДОУ. Открытые занятия. Тематические (сюжетные) занятия. Участие в городских, районных конкурсах на лучший рисунок. 5 36 I модуль (2 - 3 года) Возрастные особенности детей 2-3 лет «Думаю, действуя»: В этом возрасте психические процессы – внимание, память, мышление – носят у ребенка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что запоминается, и т.п. Поэтому в этом возрасте нежелательно использовать тематическое планирование. Содержание психолого-педагогической работы. Приобщение к искусству. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в изобразительном искусстве (цвет, форма). Задачи, решаемые педагогом в процессе творческой деятельности развития детей 2- 3 лет: - Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать еевсем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий 1.3. (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или, изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). - Учить располагать изображения по всему листу. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей 2-3 лет (первый год обучения) Месяц сентябрь Тема занятия Задачи занятия Что за палочки такие Вызвать интерес к рисованию карандашами. Побуждать правильно держать карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимать и левой рукой придерживать лист бумаги. Установить какие цвета карандашей знают дети. Разноцветные ниточки Продолжать вызывать интерес к рисованию карандашами. Побуждать правильно держать карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимать и левой рукой придерживать лист бумаги. Закрепить цвета карандашей.Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к рисованию. Знакомство с кисточкой. Знакомство с изобразительным материалом. Учить рисовать красками: правильно держать кисть, смачивать ворс, набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивания», проводить линии. Создать условия для экспериментирования с новым для детей художественным инструментом. Развивать чувство цвета и ритма Листочки танцуют Продолжать знакомство с кистью и краской. Закреплять умение рисовать красками: правильно держать кисть, смачивать ворс, набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивания». Учить промывать кисть и набирать краску другого цвета. Развивать чувство цвета и ритма. Октябрь Нарисуем воду в аквариуме для рыбок Вызвать у детей интерес к работе с краской гуашь. Заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги путем нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети терли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Дождик, веселей. дождик, Трава для зайчат Коврик для собачки ноябрь Поможем жучкам спрятаться в траве Расчески для игрушек Красивые листочки Ягодки рябины. Рисование ватными палочками. декабрь Снежок порхает, кружится Учить изображать дождь концом кисти. Показать взаимодействие между характером образа и средствами художественно-образной выразительности – рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных и слегка наклонных. Продолжаем знакомство с карандашами. Побуждать правильно держать карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимать и левой рукой придерживать лист бумаги. Установить, какие цвета карандашей знают дети. Воспитывать умения рисовать траву способом ритмичного расположения штрихов. Продолжаем знакомство с карандашами. Побуждать правильно держать карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимать и левой рукой придерживать лист бумаги. Закреплять основные цвета. Учить рисовать коврик способом ритмичного расположения штрихов. Воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к животным. Продолжать развивать у детей интерес к рисованию цветными карандашами травы доступными каждому ребенку средствами выразительности. При изображении травы добиваться ее расположения на всей плоскости листа. Воспитывать у детей сочувствие и отзывчивость. Продолжать развивать у детей интерес к рисованию карандашами. Показать им, как можно самим создавать простейшие предметы для сюжетноролевых игр. Упражнять в ритмичном изображении коротких линий. Вызвать интерес к получению изображения способом «принт». Учить наносить краску на листья, прикладывать к фону окрашенной стороной. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. Учить технике рисования тычком, заканчивая изображение, располагать изображение в ограниченной плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Учить создавать образ снегопада. Закрепить умения рисовать пятнышки ватными палочками или пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Пушистая елочка Праздничная елочка Красивые тарелки для игрушек Январь Вкусные картинки (раскрашивание в книжках- раскрасках) Украсим пакет для новогодних подарков игрушкам. Колобок покатился по дорожке Февраль Вызвать интерес к рисованию елки. Продолжать освоение формы и цвета как средства выразительности. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Вызвать интерес к украшению елочки игрушками. Учить рисовать шары и гирлянды, используя ватные палочки и тычки. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Учить детей рисовать круги, точки и т.п., ритмично располагая изображение на бумаге. Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Познакомить детей с раскрашиванием контурных картинок в раскрасках. Продолжать учить рисовать кистью- вести ворсом, не выходя за контур, вовремя добирать краску. Закрепить технику и правила пользования кистью. Развивать восприятие. Учить детей придумывать сюжет для своей работы. Продолжать учить рисовать краской. Воспитывать отзывчивость, желание доставить игрушкам радость. Рисование по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится по дорожке и поет песенку. Сочетание разных техник: гуашь и карандаши. Развивать мышление, воображение. Компот в банке для игр. Побуждать детей доступными каждому ребенку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. Плывет, плывет кораблик Учить детей рисовать волнистые линии. Продолжать закреплять умения рисовать кистью и краской. Воспитывать желание сделать приятное близкому человеку. Мороженное для кукол Учить рисовать мороженное, используя губку и ватные палочки. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам, желание делать подарки. Развивать творчество и фантазию. Март Апрель Цветы для мамочки. Вызвать желание нарисовать подарок маме на 8 марта. Учить рисовать цветы на основе представлений о внешнем виде растений. Упражнять в технике рисования. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям. Коврик в домик для бабушки Учить создавать узоры на прямоугольных формах. Закреплять умения рисованием красками. Воспитывать желание помочь. Солнышко, солнышко раскидай колечки. Вызвать интерес к рисованию веселого солнышка, играющего с колечками. Показать сходство и различие между кругом и кольцом. Упражнять в рисовании кистью. Развивать чувство формы и цвета. Салфетки для игрушек Учить создавать узоры на салфетках. Закреплять умения рисованием карандашами. Воспитывать желание помочь. Сосульки-льдинки Учить ритмично проводить прямые линии (сосульки) и рисовать мазками капель. Закреплять умение получать голубой цвет при помощи смешивания белой и голубой краски. Побуждать детей доступными каждому средствами выразительности изображать фрукты, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. Ящики с фруктами для игры в магазин Компоты и варенье в баночках для игры в магазин Май Побуждать детей доступными каждому средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. Красивая розовая картина Учить детей смешивать белую и красную краски на для украшения группы палитре для получения розовой. Закреплять умение рисовать круги и кольца. Воспитывать желание украшать группу. Вот какой у нас салют. Вызвать интерес к рисованию салюта. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «печать». Вызвать интерес к наблюдению красивых явлений. Цыплята и одуванчики. Учить создавать монохромные композиции на цветовом фоне. Обогатить возможность модульного рисования создавать образы. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Солнышко, цветы растут, Учить развивать замысел, подводить к передаче жучки в траве. композиции. Закреплять умение рисовать красками и пользоваться кистью. Развивать воображение и фантазию у детей. Что мы умеем и любим Побуждать детей доступными им изобразительными рисовать. Диагностика. приемами, полученными в течение года навыками 1 занятие передавать в рисунке желаемое. Закреплять умения правильно работать с материалами. Что мы умеем и любим Побуждать детей доступными им изобразительными рисовать. Диагностика. приемами, полученными в течение года навыками 2 занятие переда вать в рисунке желаемое. Закреплять умения материалы для своей работы. 1.4. Работа с родителями Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Тематические выставки в ДОУ «Осеняя пора, очей очарованье», «Волшебница зима», «Волшебство нового года», «Наши защитники», «Моя мамочка», «Этих дней не смолкнет слава» и др. 2. Участие в городских и областных выставках, всероссийских и международных выставках, конкурсах в течение года и т.д. («Рыжий фестиваль», «Новогодняя игрушка», «МЧС – глазами детей» и т.д.) 3. Оформление эстетической развивающей среды в группе, помещениях и территории сада. 1. 1.5. Планируемые результаты 1 Младшая группа (2 – 3 года) К концу года дети могут Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы. Радоваться созданным ими работам. Знать и называть материалы, которыми можно рисовать. Знать и называть цвета и оттенки: красный, синий, зелѐный, жѐлтый, чѐрный, белый. Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирать цвета, соответствующие изображѐнным предметам. Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью икрасками. III Организационный раздел 3.1 Материально-техническое и методическое обеспечение Программы. Материалы из опыта работы: - образцы; - схемы; - шаблоны, трафареты; - альбомы, фотографии лучших работ; - перспективные тематические планы; - конспекты занятий; - фонотека. Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми: - Бумага, основа для композиций - Листы белой и тонированной бумаги А4, А3. - Альбомы для художественного творчества. - Белый и цветной картон. - Салфетки бумажные (белые и цветные). - Художественные материалы, инструменты и их «заместители» - Кисти разных размеров - Краски акварельные - Краски гуашевые - Пастель - Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий) - Клеевые кисточки - Стеки, зубочистки, степлеры, канцелярский нож, ватные палочки - Губки и мочалки разных размеров. - Штампики. - Салфетки бумажные и матерчатые. 3.2. Методическое обеспечение: 1. Перечень программ: Т.Н.Доронова Художественное творчество детей 2-8 лет 2-е изд-е.-М.: Просвещение, 2017 2. Перечень учебно-методической литературы: Доронова Т.Н. Природа и искусство и изобразительная деятельность детей: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга».-М.: Просвещение, 2003 Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность дошкольников.-М.: Просвещение, 2006 3. Перечень наглядных пособий. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2003 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. -М.: Просвещение,2003 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2003 Филимоновская свистулька (Орнаменты и изделия) Учебное нагляднодидактическое пособие.-М.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005 Гжель (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.-М.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005 Хохлома (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.М.: Изд- во «Мозайка-Синтез», 2005 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Овощные культурные растения» - Волгоград: Учитель Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Домашние животные - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Дикие животные - «Страна Фантазий», 2003 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Плодовые культурные растения» - Волгоград: Учитель Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Обитатели океана - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Комнатные растения - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Животные Африки - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Овощи - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Пресмыкающиеся и земноводные «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Садовые цветы - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Символы страны - «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Фрукты.- «Страна Фантазий», 2003 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016