ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Изо-студия» для детей 2-3 года I модуль

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

2

Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей - находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок".
В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными
материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы.
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и
воспитании детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового
восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации
эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.
Программа относится к программам художественной направленности,
так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса,
эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного
возраста. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в
ДОУ программы.
Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами по дошкольному воспитанию:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. №273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.4.3648-20 к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;

Федеральные государственные образовательные стандарты к
структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

Устав МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510.
Цель – развитие творческих способностей в процессе обучения основам
изобразительной деятельности.
Задачи Программы:
Обучающие:
 ознакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе
творчества;
 содействовать овладению элементарными навыками и умениями
3

изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;
 ознакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением,
выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
 обучить работе с новыми техниками (граттаж, смешанные техник и и др.);
 ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;
 изучить основы построения фигур животных и человека.
Развивающие:
 развивать художественный вкус;
 развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать
внимание, воображение, фантазию;

развивать эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов;
 развивать чувственность в передаче образов природы, животных и человека.
Воспитательные:
 воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать
внимание;
 воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
 воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
 воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
 воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.
Основные принципы реализации Программы:
1.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
2.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4.Сотрудничество ДОУ с семьей.
5.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
6.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
7.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8.
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и
методы обучения:
наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений.
4

- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к

неизвестному.
систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Категория обучающихся
Воспитанники 2-3 лет
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Учебный (тематический) план обучения
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует эффективному системному овладению детьми представлениями,
умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности — игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
Год
обучения

Возраст
детей

Продолжительность
занятий

1

Дети 2-3 лет

10 мин

Периодичность в Количество в
неделю
год
1

Программой предусмотрены:
-

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Открытые занятия.
Тематические (сюжетные) занятия.
Участие в городских, районных конкурсах на лучший рисунок.

5

36

I модуль
(2 - 3 года)
Возрастные особенности детей 2-3 лет «Думаю, действуя»:
В этом возрасте психические процессы – внимание, память, мышление –
носят у ребенка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по
собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание
только на то, что
само привлекло его внимание, запоминает то, что запоминается, и т.п.
Поэтому в этом возрасте нежелательно использовать тематическое
планирование.
Содержание психолого-педагогической работы.
Приобщение к искусству.
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие,
содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на
красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального
искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы
быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений изобразительного
искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в
изобразительном искусстве (цвет, форма).
Задачи, решаемые педагогом
в процессе творческой деятельности
развития детей 2- 3 лет:
- Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и
природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на
землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц
и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с
карандашом и кистью во время рисования.
Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать еевсем ворсом в
баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким
прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску
другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или
бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый,
белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой). Обращать
внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с
деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик,
дождик, кап, кап, кап...»).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие,
длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки,
дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).
Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая,
прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий
1.3.

(неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции,
повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки
гуляют) или, изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве
ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
- Учить располагать изображения по всему листу.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей 2-3 лет (первый год обучения)
Месяц
сентябрь

Тема занятия

Задачи занятия

Что за палочки такие

Вызвать интерес к рисованию карандашами.
Побуждать правильно держать карандаш тремя
пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно
сжимать и левой рукой придерживать лист бумаги.
Установить какие цвета карандашей знают дети.

Разноцветные ниточки

Продолжать вызывать интерес к рисованию
карандашами. Побуждать правильно держать
карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной
части, не сильно сжимать и левой рукой
придерживать лист бумаги. Закрепить цвета
карандашей.Воспитывать любознательность,
инициативность, интерес к рисованию.
Знакомство с кисточкой. Знакомство с изобразительным материалом. Учить
рисовать красками: правильно держать кисть,
смачивать ворс, набирать краску и ставить
отпечатки приемом «примакивания», проводить
линии. Создать условия для экспериментирования с
новым для детей художественным инструментом.
Развивать чувство цвета и ритма
Листочки танцуют
Продолжать знакомство с кистью и краской.
Закреплять умение рисовать красками: правильно
держать кисть, смачивать ворс, набирать краску и
ставить отпечатки приемом «примакивания». Учить
промывать кисть и набирать краску другого цвета.
Развивать чувство цвета и ритма.
Октябрь

Нарисуем воду в
аквариуме для рыбок

Вызвать у детей интерес к работе с краской гуашь.
Заинтересовать сплошным закрашиванием
плоскости листа бумаги путем нанесения
размашистых мазков. Учить своевременно
насыщать ворс кисти краской.
Не допускать того, чтобы дети терли кистью по
бумаге. Способствовать возникновению у детей
чувства радости от полученного результата.

Дождик,
веселей.

дождик,

Трава для зайчат

Коврик для собачки

ноябрь

Поможем жучкам
спрятаться в траве

Расчески для игрушек

Красивые листочки

Ягодки рябины.
Рисование ватными
палочками.
декабрь

Снежок
порхает,
кружится

Учить изображать дождь концом кисти. Показать
взаимодействие между характером образа и
средствами художественно-образной
выразительности – рисовать струйки дождя в виде
штрихов или прямых линий – вертикальных и
слегка наклонных.
Продолжаем знакомство с карандашами.
Побуждать правильно держать карандаш тремя
пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно
сжимать и левой рукой придерживать лист бумаги.
Установить, какие цвета карандашей знают дети.
Воспитывать умения рисовать траву способом
ритмичного расположения штрихов.
Продолжаем знакомство с карандашами.
Побуждать правильно держать карандаш тремя
пальцами, чуть
выше заточенной части, не сильно сжимать и левой
рукой придерживать лист бумаги. Закреплять
основные цвета. Учить рисовать коврик способом
ритмичного расположения штрихов. Воспитывать
отзывчивость и доброжелательное отношение к
животным.
Продолжать развивать у детей интерес к рисованию
цветными карандашами травы доступными
каждому ребенку средствами выразительности. При
изображении травы добиваться ее расположения на
всей плоскости листа. Воспитывать у детей
сочувствие и отзывчивость.
Продолжать развивать у детей интерес к рисованию
карандашами. Показать им, как можно самим
создавать простейшие предметы для сюжетноролевых игр. Упражнять в ритмичном изображении
коротких линий.
Вызвать интерес к получению изображения
способом
«принт». Учить наносить краску на листья,
прикладывать к фону окрашенной стороной.
Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать
интерес к ярким, красивым явлениям природы.
Учить технике рисования тычком, заканчивая
изображение, располагать изображение в
ограниченной плоскости. Развивать мелкую
моторику рук.
Учить создавать образ снегопада. Закрепить умения
рисовать пятнышки ватными палочками или
пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма.

Пушистая елочка

Праздничная елочка

Красивые тарелки для
игрушек

Январь

Вкусные картинки
(раскрашивание в
книжках- раскрасках)

Украсим пакет для
новогодних
подарков игрушкам.
Колобок покатился по
дорожке

Февраль

Вызвать интерес к рисованию елки. Продолжать
освоение формы и цвета как средства
выразительности. Совершенствовать технику
рисования гуашевыми красками.
Вызвать интерес к украшению елочки игрушками.
Учить рисовать шары и гирлянды, используя
ватные палочки и тычки. Совершенствовать
технику
рисования гуашевыми красками.
Учить детей рисовать круги, точки и т.п., ритмично
располагая изображение на бумаге. Побуждать
детей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Познакомить детей с раскрашиванием контурных
картинок в раскрасках. Продолжать учить рисовать
кистью- вести ворсом, не выходя за контур,
вовремя добирать краску. Закрепить технику и
правила пользования кистью. Развивать
восприятие.
Учить детей придумывать сюжет для своей работы.
Продолжать учить рисовать краской. Воспитывать
отзывчивость, желание доставить игрушкам
радость.
Рисование по мотивам народных сказок. Вызвать
интерес к созданию образа колобка, который
катится по дорожке и поет песенку. Сочетание
разных техник: гуашь и карандаши. Развивать
мышление,
воображение.

Компот в банке
для игр.

Побуждать детей доступными каждому ребенку
средствами выразительности изображать фрукты и
ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы
нарисовать.
Плывет, плывет кораблик Учить детей рисовать волнистые линии.
Продолжать закреплять умения рисовать кистью и
краской.
Воспитывать желание сделать приятное близкому
человеку.
Мороженное для кукол

Учить рисовать мороженное, используя губку и
ватные палочки. Воспитывать заботливое
отношение к игрушкам, желание делать подарки.
Развивать творчество и фантазию.

Март

Апрель

Цветы для мамочки.

Вызвать желание нарисовать подарок маме на 8
марта. Учить рисовать цветы на основе
представлений о внешнем виде растений.
Упражнять в технике рисования. Развивать чувство
формы и цвета. Воспитывать заботливое
отношение к
родителям.

Коврик в домик для
бабушки

Учить создавать узоры на прямоугольных формах.
Закреплять
умения
рисованием
красками.
Воспитывать желание помочь.

Солнышко, солнышко
раскидай колечки.

Вызвать интерес к рисованию веселого солнышка,
играющего с колечками. Показать сходство и
различие между кругом и кольцом. Упражнять в
рисовании кистью. Развивать чувство формы и
цвета.

Салфетки для игрушек

Учить создавать узоры на салфетках. Закреплять
умения рисованием карандашами. Воспитывать
желание помочь.

Сосульки-льдинки

Учить ритмично проводить прямые линии
(сосульки) и рисовать мазками капель. Закреплять
умение получать голубой цвет при помощи
смешивания белой и голубой краски.
Побуждать детей доступными каждому средствами
выразительности изображать фрукты, которые они
видели, пробовали и хотели бы нарисовать.

Ящики с фруктами для
игры в магазин
Компоты и варенье в
баночках для игры в
магазин

Май

Побуждать детей доступными каждому средствами
выразительности изображать фрукты и ягоды,
которые они видели, пробовали и хотели бы
нарисовать.

Красивая розовая картина Учить детей смешивать белую и красную краски на
для украшения группы палитре для получения розовой. Закреплять умение
рисовать круги и кольца. Воспитывать желание
украшать группу.
Вот какой у нас салют. Вызвать интерес к рисованию салюта. Создать
условия для экспериментирования с разными
материалами. Продолжать освоение способа
«печать». Вызвать интерес к наблюдению красивых
явлений.
Цыплята и одуванчики. Учить создавать монохромные композиции на
цветовом фоне. Обогатить возможность модульного
рисования создавать образы. Развивать чувство
цвета, формы, композиции.
Солнышко, цветы растут, Учить развивать замысел, подводить к передаче
жучки в траве.
композиции. Закреплять умение рисовать красками
и пользоваться кистью. Развивать воображение и
фантазию у детей.

Что мы умеем и любим Побуждать детей доступными им изобразительными
рисовать. Диагностика. приемами, полученными в течение года навыками
1 занятие
передавать в рисунке желаемое. Закреплять умения
правильно работать с материалами.
Что мы умеем и любим Побуждать детей доступными им изобразительными
рисовать. Диагностика. приемами, полученными в течение года навыками
2 занятие
переда вать в рисунке желаемое. Закреплять умения
материалы для своей работы.

1.4. Работа с родителями
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ «Осеняя пора, очей очарованье»,
«Волшебница зима», «Волшебство нового года», «Наши защитники», «Моя
мамочка», «Этих дней не смолкнет слава» и др.
2.
Участие в городских и областных выставках, всероссийских и
международных выставках, конкурсах в течение года и т.д. («Рыжий фестиваль»,
«Новогодняя игрушка», «МЧС – глазами детей» и т.д.)
3.
Оформление эстетической развивающей среды в группе, помещениях и
территории сада.
1.

1.5.

Планируемые результаты

1 Младшая группа (2 – 3 года)

К концу года дети могут
 Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций,
произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек,
объектов и явлений природы. Радоваться созданным ими работам.
 Знать и называть материалы, которыми можно рисовать.
 Знать и называть цвета и оттенки: красный, синий, зелѐный, жѐлтый, чѐрный,
белый.
 Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые
по содержанию сюжеты. Подбирать цвета, соответствующие изображѐнным
предметам. Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью
икрасками.
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое и методическое обеспечение Программы.
Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;

- фонотека.

Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- Бумага, основа для композиций
- Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.
- Альбомы для художественного творчества.
- Белый и цветной картон.
- Салфетки бумажные (белые и цветные).
- Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- Кисти разных размеров
- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Пастель
- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
- Клеевые кисточки
- Стеки, зубочистки, степлеры, канцелярский нож, ватные палочки
- Губки и мочалки разных размеров.
- Штампики.
- Салфетки бумажные и матерчатые.
3.2. Методическое обеспечение:
1. Перечень программ:
Т.Н.Доронова Художественное творчество детей 2-8 лет 2-е изд-е.-М.:
Просвещение,
2017
2. Перечень учебно-методической литературы:
 Доронова Т.Н. Природа и искусство и изобразительная деятельность детей:
метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по
программе «Радуга».-М.: Просвещение, 2003
 Доронова
Т.Н.
Изобразительная
деятельность дошкольников.-М.:
Просвещение, 2006
3. Перечень наглядных пособий.
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей младшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2003
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей среднего дошкольного возраста. -М.: Просвещение,2003
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей старшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2003
 Филимоновская свистулька (Орнаменты и изделия) Учебное нагляднодидактическое пособие.-М.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005
 Гжель (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.-М.:
Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005
 Хохлома (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.М.: Изд- во «Мозайка-Синтез», 2005

 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Овощные культурные
растения» - Волгоград: Учитель
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Домашние животные - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Дикие животные - «Страна Фантазий»,
2003
 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Плодовые культурные
растения» - Волгоград: Учитель
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Обитатели океана - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Комнатные растения - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Животные Африки - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Овощи - «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Пресмыкающиеся и земноводные «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Садовые цветы - «Страна Фантазий»,
2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Символы страны - «Страна Фантазий»,
2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Фрукты.- «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».