ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Изо-студия» для детей 4-5 лет III модуль

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

2

Пояснительная записка.
"Истоки способностей и дарования детей - находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок".
В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными
материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы.
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и
воспитании детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового
восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации
эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.
Программа относится к программам художественной направленности,
так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса,
эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного
возраста. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в
ДОУ программы.
Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами по дошкольному воспитанию:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. №273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.4.3648-20 к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;

Федеральные государственные образовательные стандарты к
структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

Устав МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510.
Цель – развитие творческих способностей в процессе обучения
основам изобразительной деятельности.
Задачи Программы:
Обучающие:
 ознакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе
творчества;
 содействовать овладению элементарными навыками и умениями
изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;

 ознакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением,
выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
 обучить работе с новыми техниками (граттаж, смешанные техник и и др.);
 ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;
 изучить основы построения фигур животных и человека.
Развивающие:
 развивать художественный вкус;
 развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать
внимание, воображение, фантазию;

развивать эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов;
 развивать чувственность в передаче образов природы, животных и
человека. Воспитательные:
 воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать
внимание;
 воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
 воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
 воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
 воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками.
Основные принципы реализации Программы:
1.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
2.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4.Сотрудничество ДОУ с семьей.
5.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
6.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
7.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8.
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и
методы обучения:
наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений.
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному.

систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
-

Категория обучающихся
Воспитанники 4-5 лет
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Учебный (тематический) план обучения
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует
эффективному
системному
овладению
детьми
представлениями, умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности — игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
Возраст
детей

Продолжительность
занятий

Периодичность в
неделю

Количество в год

Дети 4-5 лет

20 мин.

1

36

Программой предусмотрены:
-

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Открытые занятия.
Тематические (сюжетные) занятия.
Участие в городских, районных конкурсах на лучший рисунок.
III модуль
4-5 лет
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
1.3.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально
откликаются на художественные произведения, произведения музыкального
и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств
переданы различные эмоциональные состояния людей.
Обнаруживается
разница
в
предпочтениях,
связанных
с
художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным
показателем развития ребенка- дошкольника является изобразительная
деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В

-

-

-

-

-

-

рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по
ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и
навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать
кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски.
Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут
раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями
ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные
предметы, используя стеку и путем вдавливая.
Задачи, решаемые педагогом
в процессе творческой деятельности
развития детей 4-5 лет
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и
создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же
предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята
гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.
д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая,
овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении
частей.
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе
в соответствии с содержанием действия и включенными в действие
объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов
по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и
оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным
цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светлозеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.
Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные
цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной
мелок; использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и
штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо);
ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы
контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки —
концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед
использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей
умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на
карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по
величине.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей 4-5 лет (третий год обучения)
Месяц

Тема занятия

Задачи занятия

сентябрь

Что мы умеем и
любим рисовать

Выявить уровень изобразительных умений каждого
ребенка Побуждать детей самим выбирать материал и
способ изготовления выбранных предметов.

Что мы умеем и
любим рисовать

Октябрь

Ноябрь

Изучение знаний и умений детей в рисовании.
Побуждать детей самим выбирать материал и способ
изображения. Выявить уровень изобразительных
умений и знаний каждого ребенка в композиции и
применении в своей работе разного материала
Какой бывает
Учить рисовать разные по длине и ширине
дождик
вертикальные и наклонные линии, точки-капельки.
Закрепить навык правильно, свободно держать
карандаш. Формировать умения получать
удовольствие от работы.
Цветочная клумба. Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм,
красиво сочетая их по цвету. Вызвать интерес к
оформлению цветами полянки.
Мы знакомимся с Вызвать у детей интерес к работе с краской. Учить
волшебными
своевременно насыщать ворс кисти краской.
красками. Тучи по Познакомить детей с техникой аппликативной
небу бежали. 2
мозаики. Способствовать возникновению у детей
занятия.
чувства радости от полученного результата.
Знакомство с
Познакомить с понятием «основные краски»
тремя основными Закреплять в практической работе элементарные
красками.
навыки обращения с кистью, навыки ухода за
красками, навыки организации и уборки рабочего
места.
Цветочная поляна кисточки к бумаге плашмя – «примакивание»,
вращение плотно приложенной к бумаге клеевой
кисти, нанесение точек, пятен и т.д.) Упражнять
детей в смешивании красок для получения светлых
оттенков.
Путешествия
Закреплять умения правильно держать карандаш.
карандаша.
Учить понятно передавать в рисунке какое-либо
Кошка.
содержание. Учить дорисовать недостающие
элементы рисунка, закрашивать ограниченную
площадь внутри заданных форм. Закреплять умение
правильно держать карандаш. Развивать моторику
руки.
Кисть рябинки,
Рисование кисти рябинки ватными палочками или
гроздь калинки. С пальчиками, листок из бумаги. Закрепить
элементами
представления о соплодиях и их строении. Развивать
аппликации.
чувство ритма и цвета.

Заколдованные
картинки.

Рисуем деревья

Дерево с
разноцветными
листьями

Декабрь

Январь

Развивать воображение детей, побуждать
устанавливать сходство между разными
геометрическими формами, предметами и явлениями
окружающей действительности. Затем путем
дорисовки этих форм получать предметное или
сюжетную картинку.
Учить детей рисовать дерево, передавать в рисунке
его строение, ветки разной длины; согласовывать
изображение с размером листа бумаги. Вызвать у
детей сочувствие к игровым персонажам.
Закреплять навыки изображения дерева с ветвями
разной длинны и листьев (рисование пальчиками);
вносить в рисунок дополнения, обогащающие его
содержание

Осень на опушке Воспитывать интерес к осенним явлениям природы,
краски разводила. эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Знакомство с изобразительной техникой «печать
растений» , развивать чувства композиции
Колючий ежик
Развивать умение наносить длинные и короткие
штрихи в одном и разных направлениях, учить
накладывать штрихи в одном направлении, без
просветов. Показать выразительные возможности
простого карандаша. Учить изображать качественные
признаки рисуемых объектов
Праздничная
Учить детей рисовать новогоднюю елку красками,
елочка.
передавая особенность ее строения. Вызвать желание
Поздравительная создать поздравительные открытки своими руками.
открытка.
Зайка серенький Учить детей видоизменять выразительный образ
стал беленьким
зайчика- летнюю шубку менять на зимнюю. Создать
условия для экспериментирования при сочетании
техник. Развивать воображение и мышление.
Морозный узор. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Зимнее окошко. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
Развивать воображение, творчество.
Плюшевый мишка Помочь освоить способ изображения рисование
поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко
передать изображаемый объект, характерную
фактурность его внешнего вида, Развивать творческое
воображение.
Снеговики в
Учить детей рисовать нарядных снеговиков в
шапочках и
шапочках и шарфиках. Показать приемы
шарфиках
декоративного оформления комплектов зимней
одежды. Развивать чувство цвета, формы и
пропорций.
Избушка ледяная и Учить создавать разные образы сказочных избушек.
лубяная.
Закрепить способ разрезания квадрата. Направлять на
Аппликация с
самостоятельный выбор изобразительных материалов
элементами
для дополнения рисунка. развивать творческое
рисования.
мышление и воображение.

Февраль

Март

Быстрокрылые
самолеты.
Рисование с
элементами
аппликации.
Дымковская
игрушка.
Рисование каймы
для фартука
барышни

Учить детей создавать изображение самолета из
бумажных деталей разной формы и размера. Показать
возможность видоизменения деталей. Развивать
творчество, применения разнообразных
художественных материалов.
Знакомство с дымковской игрушкой, выделять
элементы узора, учить видеть сочетания двух цветов и
украшения черного цвета. Учить составлять узор на
полосе-кайме, располагая в середине ряд кругов, а по
краям линии другого цвета, украшать круги точками
черного цвета.
Дымковская
Продолжать учить рассматривать дымковские
игрушка. Роспись игрушки, выделять новые образы, новые мотивы
дымковских
узора, его украшения. Учить расписывать изделия,
животных
выбирая знакомые элементы узора, подбирая
сочетания цветов.
Как розовые
Учить детей рисовать снегирей на заснеженных
яблоки, на ветках ветках: строить композицию, передавать особенности
снегири
внешнего вида птицы – строение тела и окраску.
Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать
интерес к природе.
Веселые матрешки Познакомить детей с матрешкой как видом народной
(хоровод)
игрушки. Учить рисовать матрешку, по возможности
передавая форму, пропорции и элементы оформления
«одежды» развивать чувство цвета, формы, ритма,
пропорций.
Кот усатый
Изображение мордочки кошки. Портрет
полосатый
улыбающегося или грустящего кота. Развитие
воображения и творческих способностей.
Красивые салфетки Учить рисовать узоры на салфетках круглой и
квадратной формы. Показать варианты сочетания по
цвету и форме. Показать зависимость орнамента от
формы салфетки. Развивать чувство цвета и ритма.
Ожившая сказка

Апрель

Развивать образную память, воображение, умение
видеть необычное в обычном. Продолжать развивать
пространственное воображение и композиционные
навыки.
Радуга – дуга, не Продолжать учить детей самостоятельно и творчески
давай дождя.
отражать свои представления о красивых
изобразительно-выразительными средствами. Вызвать
интерес к изображению радуги. Развивать чувство
цвета.
Праздничный
Формировать представление о подвиге народа,
салют над городом который встал на защиту своей Родины. Закрепить
свойства разных материалов, используемых в работе.
Развивать композиционные навыки, пространственное
представление.
Рыбки играют,
Учить детей рисовать подводный мир (воду от светлорыбки
голубого до темно-синего, водоросли, камни).
сверкают
Закреплять навыки и умения работы с кистью и
палитрой. Развивать творчество и фантазию.

Рыбки играют,
рыбки
сверкают
Май

Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из
отдельных элементов. Активизировать способы
вырезания кругов и овалов. Красиво размещать на
композиционной основе.

У солнышка в
гостях.
Аппликация с
элементами
рисования

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивом
сказок. Подвести к пониманию обобщённого способа
изображения разных животных в аппликации и
рисовании – на основе двух кругов или овалов разной
величины. Развивать чувство цвета и формы и
композиции.
Желтые
Учить детей передавать природы разными способами
одуванчики растут (графическим, живописным и декоративнона лужайке
силуэтным), рисовать цветы и вырезать их из бумаги,
составлять из них композицию. Развивать
эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к
природе.
Что мы умеем и Выявить уровень навыков и умений, приобретенных
любим рисовать. за учебный год. Способствовать развитию творческого
Диагностика
интереса к рисованию. Поощрять творческое
1 занятие.
воображение и фантазию у детей.
Что мы умеем и Закрепить умения и навыки полученные на занятиях.
любим рисовать. Развивать умения самостоятельно задумывать
Диагностика 2
содержание своей работы и доводить замысел до
занятие.
конца, используя разнообразные приемы и материалы.
Развивать образное мышление и воображение

Формы контроля и оценочные материалы
В процессе реализации Программы используются следующие виды
контроля: входной, текущий и итоговый.
 входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с
обучающимися с целью введения их в мир изобразительного искусства,
правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной
работы;  текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение
практических заданий;
 итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ,
включающую обобщающие задания по пройденным темам.
Каждый раздел Программы закрепляется творческим заданием, в
котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с
художественными
материалами,
самостоятельность
и
творческие
способности, приобретённые на практических и теоретических уроках.
Формами промежуточной аттестации также являются открытые уроки в
любое время учебного года, на которых можно показать приобретённые
обучающимися навыки, умения, усвоенные знания.
Отчётная итоговая выставка в стенах образовательной организации
также очень важна в работе. Ребёнок вместе с педагогом выбирает и готовит
для выставки одну из лучших своих работ.

Диагностическая методика Н.Р. Волегова
(Методическая разработка нетрадиционной техники
изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного
возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
разделы
Техника работы с
материалами

Предметное и сюжетное
изображение

Декоративная деятельность

Уровни развития
средний
Дети знакомы с
необходимыми навыками
нетрадиционной техники
рисования и умеют
использовать
нетрадиционные материалы
и инструменты, но им
нужна незначительная
помощь.
Передают общие,
типичные, характерные
признаки объектов и
явлений. Пользуются
средствами
выразительности. Обладает
наглядно-образным
мышлением. При
использовании навыков
нетрадиционной техники
рисования результат
получается недостаточно
качественным.

Различают виды
декоративного искусства.
Умеют украшать предметы
простейшими орнаментами
и узорами с
использованием
нетрадиционной техники
рисования.

высокий
Самостоятельно
используют
нетрадиционные материалы
и инструменты. Владеют
навыками нетрадиционной
техники рисования и
применяют их. Оперируют
предметными терминами
Умеет передавать
несложный сюжет,
объединяя в рисунке
несколько предметов,
располагая их на листе в
соответствии с
содержанием сюжета.
Умело передает
расположение частей при
рисовании сложных
предметов и соотносит их
по величине. Применяет
все знания в
самостоятельной
творческой деятельности.
Развито художественное
восприятие и воображение.
При использовании
навыков нетрадиционной
техники рисования
результат
получается качественным.
Проявляют
самостоятельность,
инициативу и творчество.
Умело применяют
полученные знания о
декоративном искусстве.
Украшают силуэты
игрушек элементами
дымковской,
филимоновской росписи и
др. с помощью

нетрадиционных
материалов с применением
нетрадиционной техники
рисования. Умеют
украшать объемные
предметы различными
приемами.

Организационно-педагогические условия реализации Программы
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует
эффективному
системному
овладению
детьми
представлениями, умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. На
занятиях
используются
наглядно-иллюстративные
материалы:
художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе
в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
Формы и методы, используемые на занятиях:
1.
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2.
Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Основная форма образовательной работы с детьми: занятия
изобразительной деятельностью, в ходе которых осуществляется
систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование художественных способностей каждого ребенка.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития
детей, в беседе дети получают информацию об изобразительном искусстве.
Изобразительные виды деятельности имеют большое познавательное
значение благодаря своей наглядности. Ребенок в изобразительной
деятельности одновременно опирается на несколько анализаторов (зрение,
слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на
развитие.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник

изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на
выполнение задания.
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с
детьми и взрослыми в области изобразительного искусства; практическое
овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о
изобразительном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области
изобразительного искусства; сенсорное развитие, формирование целостной
картины мира в сфере эстетического искусства, приобщение к различным
видам изобразительного искусства, использование художественных
произведений для обогащения эстетического восприятия художественных
образов. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества.
Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью
усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Обогащение словарного запаса
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию
самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для
художественной деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской
изобразительной деятельности и двигательной активности сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Материально-технические условия реализации Программы
Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- Бумага, основа для композиций
- Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.
- Альбомы для художественного творчества.
- Белый и цветной картон.
- Салфетки бумажные (белые и цветные).
- Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- Кисти разных размеров

- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Пастель
- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
- Клеевые кисточки
- Стеки, зубочистки, степлеры, канцелярский нож, ватные палочки
- Губки и мочалки разных размеров.
- Штампики.
- Салфетки бумажные и матерчатые.

Методическое обеспечение:
1. Перечень программ:
Т.Н.Доронова Художественное творчество детей 2-8 лет 2-е изд-е.-М.:
Просвещение,
2017
2. Перечень учебно-методической литературы:
 Доронова Т.Н. Природа и искусство и изобразительная деятельность детей:
метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по
программе «Радуга».-М.: Просвещение, 2003
 Доронова
Т.Н.
Изобразительная
деятельность
дошкольников.-М.:
Просвещение, 2006
3. Перечень наглядных пособий.
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей младшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2003
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей среднего дошкольного возраста. -М.: Просвещение,2003
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей старшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2003
 Филимоновская свистулька (Орнаменты и изделия) Учебное нагляднодидактическое пособие.-М.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005
 Гжель (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.-М.:
Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005
 Хохлома (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.М.: Изд- во «Мозайка-Синтез», 2005
 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Овощные культурные
растения» - Волгоград: Учитель
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Домашние животные - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Дикие животные - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Плодовые культурные
растения» - Волгоград: Учитель
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Обитатели океана - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Комнатные растения - «Страна
Фантазий», 2003

 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Животные Африки - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Овощи - «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Пресмыкающиеся и земноводные «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Садовые цветы - «Страна Фантазий»,
2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Символы страны - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Фрукты.- «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».