ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Изо-студия» для детей 3-4 лет II модуль

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана обучения

4.

Формы контроля и оценочные материалы

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

6.

Материально-технические условия реализации Программы

7.

Список литературы

2

Пояснительная записка.
"Истоки способностей и дарования детей - находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок".
В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными
материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы.
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и
воспитании детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового
восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации
эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.
Программа относится к программам художественной направленности,
так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса,
эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного
возраста. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в
ДОУ программы.
Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами по дошкольному воспитанию:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. №273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.4.3648-20 к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;

Федеральные государственные образовательные стандарты к
структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

Устав МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510.
Цель – развитие творческих способностей в процессе обучения
основам изобразительной деятельности.
Задачи Программы:
Обучающие:
 ознакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе
творчества;
 содействовать овладению элементарными навыками и умениями

изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;
 ознакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением,
выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
 обучить работе с новыми техниками (граттаж, смешанные техник и и др.);
 ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;
 изучить основы построения фигур животных и человека.
Развивающие:
 развивать художественный вкус;
 развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать
внимание, воображение, фантазию;

развивать эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов;
 развивать чувственность в передаче образов природы, животных и
человека. Воспитательные:
 воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать
внимание;
 воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
 воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
 воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
 воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками.
Основные принципы реализации Программы:
1.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
2.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4.Сотрудничество ДОУ с семьей.
5.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
6.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
7.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8.
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и
методы обучения:
наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,

имитация движений.
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному.
систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Категория обучающихся
Воспитанники 3-4 лет
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Учебный (тематический) план обучения
Тематическое
планирование
образовательной
деятельности
способствует
эффективному
системному
овладению
детьми
представлениями, умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности — игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
Возраст
детей

Продолжительность
занятий

Периодичность в
неделю

Количество в год

Дети 3-4 лет

15 мин.

1

36

Программой предусмотрены:
-

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Открытые занятия.
Тематические (сюжетные) занятия.
Участие в городских, районных конкурсах на лучший рисунок.

II модуль
(3-4 года)
Возрастные особенности детей 3-4 лет «Я сам»:
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится
«я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может.
Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к
1.3.

продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением
и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что
изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать
готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры
из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Содержание психолого-педагогической работы.
Приобщение к искусству.
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие,
содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на
красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального
искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы
быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений
изобразительного искусства. Знакомить с элементарными средствами
выразительности в изобразительном искусстве (цвет, форма).
Задачи, решаемые педагогом
в процессе творческой деятельности
развития детей 3-4 лет:
- Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и
природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и
падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая
мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с
карандашом и кистью во время рисования.
Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать еевсем ворсом в
баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким
прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску
другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или
бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый,
белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой). Обращать
внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому
предмету.
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают
с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица»,
«дождик, дождик, кап, кап, кап...»).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии
(короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски,
ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).
Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая,
прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и
линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции,
повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке,

неваляшки гуляют) или, изображая разнообразные предметы, насекомых и т.
п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
- Учить располагать изображения по всему листу.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей 3-4 лет (второй год обучения)
Месяц
сентябрь

Тема занятия

Задачи занятия

Что мы умеем и
любим рисовать

Изучение интересов и возможностей детей в
рисовании. Воспитывать любознательность,
инициативность, интерес к рисованию.
Изучение интересов и возможностей детей в
рисовании. Побуждать детей самим выбирать
материал и способ рисования предметов.

Что мы умеем и
любим рисовать

Октябрь

Знакомство с
Знакомство с изобразительным материалом.
кисточкой. Листочки Учить рисовать красками: правильно держать
танцуют
кисть, смачивать ворс, набирать краску и ставить
отпечатки приемом «примакивания». Создать
условия для экспериментирования с новым для
детей художественным инструментом. Развивать
чувство цвета и ритма.
Колючий ежик
Учить изображать удлиненную форму туловища
карандашами, острые иголки – штрихами.
Воспитывать эмпатию и желание помогать.
Нарисуем воду в
Вызвать у детей интерес к работе с краской гуашь.
аквариуме для рыбок Заинтересовать сплошным закрашиванием
плоскости листа бумаги путем нанесения
размашистых мазков. Учить своевременно
насыщать ворс кисти краской. Не допускать того,
чтобы дети терли кистью по бумаге.
Способствовать возникновению у детей чувства
радости от полученного результата.
Угостим игрушки
Продолжать вызывать у детей интерес работы с
соком
краской. Показать, как можно использовать
выполненные краской работы в игровой
деятельности. Добиваться своевременного
насыщения ворса кисти краской и свободного,
равномерного наложения мазков.
Дождик, дождик,
Учить изображать дождь концом кисти. Показать
веселей.
взаимодействие между характером образа и
средствами художественно-образной
выразительности – рисовать струйки дождя в виде
штрихов или прямых линий – вертикальных и
слегка наклонных.

Знакомство с
карандашами.
Трава для зайчат.

Ноябрь

Поможем жучкам
спрятаться в траве

Расчески для
игрушек

Красивые листочки.

Ягодки рябины.
Рисование ватными
палочками.
Декабрь

Дерево

Вызвать интерес к рисовании карандашами.
Побуждать правильно держать карандаш тремя
пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно
сжимать и левой рукой придерживать лист
бумаги. Установить, какие цвета карандашей
знают дети.
Воспитывать умения рисовать траву способом
ритмичного расположения штрихов.
Продолжать развивать у детей интерес к
рисованию цветными карандашами травы
доступными каждому ребенку средствами
выразительности. При изображении травы
добиваться ее расположения на
всей плоскости листа. Воспитывать у детей
сочувствие и отзывчивость.
Продолжать развивать у детей интерес к
рисованию карандашами. Показать им, как можно
самим
создавать простейшие предметы для сюжетноролевых игр. Упражнять в ритмичном
изображении коротких линий.
Вызвать интерес к получению изображения
способом
«принт». Учить наносить краску на листья,
прикладывать к фону окрашенной стороной.
Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать
интерес к ярким, красивым явлениям природы.
Учить технике рисования тычком, заканчивая
изображение, располагать изображение в
ограниченной плоскости. Развивать мелкую
моторику
рук.
Учить детей изображать дерево и располагать его
по середине листа (рисовать всем ворсом ствол, а
тонкие наклонные линии – ветки – приподнимая
кисть.
Развивать творчество и фантазию.

На деревья на лужок Учить создавать образ снегопада. Закрепить
тихо падает снежок умения рисовать пятнышки ватными палочками
или пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма.
Елочка пушистая
Красивые тарелки
для игрушек

Учить изображать елку (ствол, опускающиеся к
низу ветки). Развивать самостоятельность при
изображении предмета.
Учить детей рисовать круги, точки и т.п.,
ритмично располагая изображение на бумаге.
Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в ней
нуждается.

Январь

Праздничная елочка Вызвать интерес к рисованию праздничной елки.
Продолжать освоение формы и цвета как средства
выразительности. Совершенствовать технику
рисования гуашевыми красками.
Вкусные картинки
Познакомить детей с раскрашиванием контурных
(раскрашивание в
картинок в раскрасках. Продолжать учить
книжках- раскрасках) рисовать кистью- вести по ворсу, не выходить за
контур, вовремя добирать краску. Закрепить
технику и правила пользования кистью. Развивать
восприятие.
Украсим пакет для Учить детей придумывать сюжет для своей
новогодних
работы. Продолжать учить рисовать краской.
подарков игрушкам. Воспитывать отзывчивость, желание доставить
игрушкам радость.
Колобок покатился
по
дорожке

Февраль

Март

Рисование по мотивам народных сказок. Вызвать
интерес к созданию образа колобка, который
катится по дорожке и поет песенку. Сочетание
разных техник: гуашь и карандаши. Развивать
мышление, воображение.
Компот в банке для Побуждать детей доступными каждому ребенку
игр.
средствами выразительности изображать фрукты
и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели
бы нарисовать.
Плывет, плывет
Учить детей рисовать волнистые линии.
кораблик
Продолжать закреплять умения рисовать кистью и
краской.
Воспитывать желание сделать приятное близкому
человеку.
Светит солнышко
Учить передавать образ солнышка контрастом
в окошко
цвета в
определенной части листа. Закреплять умение с
помощью смешивания красок (красной и желтой)
получать оранжевую. Развивать чувство
композиции.
Цветы для мамочки. Вызвать желание нарисовать подарок маме на 8
марта. Учить рисовать цветы на основе
представлений о внешнем виде растений.
Упражнять в технике рисования. Развивать
чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое
отношение к
родителям.
Коврик в домик для Учить создавать узоры на прямоугольных формах.
бабушки
Закреплять умения рисованием красками.
Воспитывать желание помочь.
Салфетки для
Учить создавать узоры на салфетках. Закреплять
игрушек
умения рисованием карандашами. Воспитывать
желание помочь.

Апрель

Май

Солнышко, солнышко Вызвать интерес к рисованию веселого солнышка,
раскидай колечки.
играющего с колечками. Показать сходство и
различие между кругом и кольцом. Упражнять в
рисовании кистью. Развивать чувство формы и
цвета.
Весенняя капель
Учить детей изображать капель ритмическими
мазками. Закреплять умение пользоваться кистью
и палитрой в смешивании краски. Развивать
воображение.
Скворечник
Учить детей изображать прямоугольную форму.
Развивать умение дополнять рисунок.
Воспитывать любовь к природе.
Филимоновская
Продолжать знакомство детей с филимоновской
игрушка.
игрушкой. Создать условия для творчества детей
по мотивам филимоновской игрушки. Учить
рисовать узоры на силуэтах. Дать представление о
характерных элементах декора и цветосочетаниях.
Красивая розовая
Учить детей смешивать белую и красную краски
картина для
на палитре для получения розовой. Закреплять
украшения группы умение рисовать круги и кольца. Воспитывать
желание украшать группу.
Вот какой у нас
Вызвать интерес к рисованию салюта. Создать
салют.
условия для экспериментирования с разными
материалами. Продолжать освоение способа
«печать». Вызвать интерес к наблюдению
красивых явлений.
Цыплята и
Учить создавать монохромные композиции на
одуванчики.
цветовом фоне. Обогатить возможность
модульного рисования создавать образы.
Развивать чувство
цвета, формы, композиции.
Рисование на мокрой Отображать свои представления и впечатления об
бумаге
окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами; 
Что мы умеем и
любим рисовать.
Диагностика.
1 занятие

Выявить уровень навыков и умений,
приобретенных за учебный год. Способствовать
развитию
творческого интереса к лепке. Поощрять
творческое воображение и фантазию у детей.

Что мы умеем и
любим рисовать.
Диагностика.
2занятие

Побуждать детей создавать простые композиции
доступными им изобразительными приемами,
полученными в течение года навыками передавать
в рисунке желаемое. Закреплять умения
правильно работать с материалами.

Тематическое

планирование

образовательной

деятельности

способствует
эффективному
системному
овладению
детьми
представлениями, умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности
информации и заданий. Основная форма организации образовательной
деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного
внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей
деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. На
занятиях
используются
наглядно-иллюстративные
материалы:
художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе
в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
Формы и методы, используемые на занятиях:
1.
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2.
Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Основная форма образовательной работы с детьми: занятия
изобразительной деятельностью, в ходе которых осуществляется
систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование художественных способностей каждого ребенка.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития
детей, в беседе дети получают информацию об изобразительном искусстве.
Изобразительные виды деятельности имеют большое познавательное
значение благодаря своей наглядности. Ребенок в изобразительной
деятельности одновременно опирается на несколько анализаторов (зрение,
слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на
развитие.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник
изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на
выполнение задания.
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с
детьми и взрослыми в области изобразительного искусства; практическое
овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о
изобразительном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области

изобразительного искусства; сенсорное развитие, формирование целостной
картины мира в сфере эстетического искусства, приобщение к различным
видам изобразительного искусства, использование художественных
произведений для обогащения эстетического восприятия художественных
образов. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества.
Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью
усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Обогащение словарного запаса
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию
самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для
художественной деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской
изобразительной деятельности и двигательной активности сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Материально-технические условия реализации Программы
Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- Бумага, основа для композиций
- Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.
- Альбомы для художественного творчества.
- Белый и цветной картон.
- Салфетки бумажные (белые и цветные).
- Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- Кисти разных размеров
- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Пастель
- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
- Клеевые кисточки
- Стеки, зубочистки, степлеры, канцелярский нож, ватные палочки
- Губки и мочалки разных размеров.

- Штампики.
- Салфетки бумажные и матерчатые.

Методическое обеспечение:
1. Перечень программ:
Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет 2-е изд-е.-М.:
Просвещение, 2017
2. Перечень учебно-методической литературы:
 Доронова Т.Н. Природа и искусство и изобразительная деятельность детей:
метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по
программе «Радуга».-М.: Просвещение, 2003
 Доронова
Т.Н.
Изобразительная
деятельность
дошкольников.-М.:
Просвещение, 2006
3. Перечень наглядных пособий.
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2003
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей среднего дошкольного возраста. -М.: Просвещение,2003
 Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей старшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2003
 Филимоновская свистулька (Орнаменты и изделия) Учебное нагляднодидактическое пособие.- М.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005
 Гжель (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.М.: Изд-во «Мозайка-Синтез», 2005
 Хохлома (Орнаменты и изделия) Учебное наглядно-дидактическое пособие.М.: Изд- во «Мозайка-Синтез», 2005
 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Овощные культурные
растения» - Волгоград: Учитель
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Домашние животные - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Дикие животные - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядно-дидактический комплект / ФГОС ДО. «Плодовые культурные
растения» - Волгоград: Учитель
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Обитатели океана - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Комнатные растения - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Животные Африки - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Овощи - «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Пресмыкающиеся и земноводные «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Садовые цветы - «Страна Фантазий»,

2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Символы страны - «Страна
Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Вохринцева C.В. / Фрукты.- «Страна Фантазий», 2003
 Наглядное пособие / Емельянова Э. / Расскажите детям о транспорте /3-7 лет
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».